Версия для печати

10 правил для принятия молитвы

02 декабря 2021

Всевышний призывает своих рабов обращаться к нему с мольбами и обещает принять их. Но любое деяние мусульманина имеет составные части, условие, правила, желательные и нежелательные действия и так далее.

Имам Абу Хамид аль-Газали в своей книге «Ихйа ‘улюм ад-дин» приводит некоторые правила обращения к Всевышнему Аллаху с мольбой.

Есть десять правил обращения к Богу с мольбой.

  1. Выбор времени

Для обращений к Господу с мольбой следует выбирать наиболее достойные периоды времени, например, день стояния на ‘Арафате, дни Рамазана, день пятницы, последнюю треть ночи или время перед рассветом.

 

  1. Обстоятельства

Следует обращаться с мольбой к Аллаху в наиболее предпочтительных обстоятельствах,  например, во время совершения земного поклона, во время битвы, во время дождя, во время объявления о начале обязательной молитвы (икама), после  завершения обязательной молитвы и в некоторых других случаях.

Имам Ан-Навави добавляет, что обращаться с мольбой к Всевышнему Аллаху предпочтительно в такие моменты, когда сердце человека смягчается.

  1. Повернуться лицом к кибле

Перед обращением с мольбой следует повернуться лицом к кибле и воздеть руки к небу, а после завершения мольбы – провести руками по лицу.

  1. Низкий голос

Необходимо понижать голос, произнося слова мольбы не слишком громко и не слишком тихо.

  1. Выбор слов

Обращаясь с мольбой к Аллаху, не следует стараться рифмовать слова. Поскольку не каждый может обращаться с мольбами подобающим образом, в силу чего есть основания опасаться, что человек преступит пределы разумного в мольбе; лучше всего повторять те же слова, которые в подобных случаях произносил Пророк (мир ему и благословение Аллаха. Один из учёных сказал: «Взывай к Аллаху языком покорности и потребности, а не языком красноречия и развязности».

  1. Смирение, покорность, желание и страх

Обращаясь с мольбой к Всевышнему, следует проявлять смирение, покорность, желание и страх, ибо Всевышний Аллах в Коране сказал:

 إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا ۖ وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ

{Поистине, они спешили творить благое, взывали к Нам, побуждаемые желанием и страхом, и проявляли смирение пред Нами}. (сура Аль-Анбияъ, 90)

Всевышний Аллах также сказал:

وَادْعُوهُ خَوْفًا وَطَمَعًا

{Взывайте к Господу своему смиренно и тайно}. (сура Аль-Араф, 55)

  1. Решительность

Согласно многим известным указаниям шариата, следует проявлять решительность в мольбеи быть уверенным в получении ответа. Суфьянбин ‘Уяйна, да помилует его Аллах, сказал: «Пусть то, что любому из вас известно о самом себе, ни в коем случае не мешает ему обращаться к Аллаху с мольбой, ибо Аллах Всевышний ответил даже Иблису, наихудшему из Его созданий, о чём в Коране сказано так:

قَالَ أَنْظِرْنِي إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ قَالَ إِنَّكَ مِنَ الْمُنْظَرِينَ

{Он сказал: “Дай мне отсрочкудо того Дня, когда они будут воскрешены”. Аллах сказал: “Поистине, ты – из числа получивших отсрочку”}. (сура Аль-Араф, 14-15)

 

  1. Настойчивость в мольбах

Необходимо проявлять настойчивость в мольбах, повторяя каждую из них по три раза и не считая, что ответы на мольбы задерживаются.

  1. Начинать мольбу с поминания Аллаха

Следует начинать мольбу с поминания Аллаха Всевышнего.

Имам Ан-Навави сказал, что, воздав хвалу и благодарность Аллаху Всевышнему, следует призвать благословение на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также необходимо завершать обращение с мольбой.

  1. Покаяниеи возвращение владельцам присвоенного имущества

Основной причиной, способствующей быстрому получению ответа на мольбу, является покаяние, возвращение владельцам присвоенного имущества и обращение к Аллаху Всевышнему.

Имам Аль-Газали далее пишет:

Кто-нибудь может спросить: «Какую пользу может принести мольба, если Предустановленное (кадар) неизбежно свершится?» Знай же, что предустановлено также и отражение бедствия с помощью мольбы, которая является причиной отражения беды и проявления милости Аллаха, подобно тому, как щит является причиной отражения удара, наносимого оружием, а вода – причиной появления растений из земли. Щит отражает стрелу, которая сталкивается с ним, и точно так же сталкиваются друг с другом мольба и бедствие. Отказ от ношения оружия не относится к числу необходимых условий признания предустановления.

По материалам книги Имама аль-Газали «Ихйа ‘улюм ад-дин»