Версия для печати

Этот поступок хуже прелюбодеяния!

10 декабря 2021

О пагубности и тяжести греха прелюбодеяния широко известно. Этот мерзкий поступок является грехом во всех религиях. Однако есть одно порицаемое деяние, которое по тяжести хуже него. Это хула (араб. гиба), злословие. Предлагаем вашему вниманию материал об этом грехе, который приводится в книге «Благонравие праведников» шейха Ахмада Афанди.

Сущность хулы и сплетен

Знай, да одарит Господь тебя Своей помощью, что Пророк ﷺ изрёк: «Хула (гиба) – это упоминание тобой человека словом, которое ему не нравится». Пророка Мухаммада ﷺ спросили: «О Посланник Божий ﷺ, а если то, что я говорю, действительно есть в человеке?», он ответил: «Если то, что ты говоришь, присуще ему, то ты совершил хулу, а если оное отсутствует в нём, то ты возвёл на человека клевету». (Клевета, наговор или поклёп (бухтан) – это великий грех, который по своей тяжести хуже хулы).

Что же касается сплетен (намима), то это распространение информации между людьми, вызывающей смуту и раздор. Пречистый шариат строго запретил сплетни, ибо Пророк ﷺ изрёк: «Наиболее ненавистные из вас Всемогущему и Великому Аллаху те, кто распространяют сплетни, тем самым вносят раздор и смуту (фитна) среди людей».

 

Опасность хулы и сплетен

Поистине, хула и сплетни – порицаемые качества. Это духовная скверна, при наличии которой человеку невозможно приблизиться к Богу, подобно тому как невозможно приблизиться к Нему при наличии физической нечистоты в совершении поклонения. И чтобы обрести спасение и довольство Аллаха, мюриду, вступившему на путь познания Господа, крайне необходимо избавиться от порицаемых качеств.

Об этом Всевышний сказал (смысл): «Обрёл великое счастье тот, кого Всевышний Аллах очистил».

Поистине, хула и сплетни – это одно из самых опасных препятствий, которое не даёт мюриду достичь довольство Господа. Учёные-богословы обращают особое внимание на то, что хула, замечание недостатков людей и унижение их достоинства вызовет гнев Создателя на мюрида, делая все деяния раба тщетными.

Именно поэтому наставники тариката (муршиды) предостерегают от распространения слухов о проступках своих братьев. Ведь, возможно, что совершённый мюридом осуждаемый проступок был предопределён Богом для того, чтобы заполнить брешь в религии этого раба, возникшую из-за самодовольства или высокомерия. И, быть может, благодаря искреннему покаянию в содеянном мюрид достигнет совершенства.

Это подтверждают и слова Ибн Атаиллаха (да будет свята его душа):

«Ослушание, которое привело к смиренности и состоянию надломленности нафса, лучше, чем поклонение, вызывающее у человека чувства горделивости и высокомерия».

 

Высказывания о хуле и сплетнях

От приближённых рабов Божьих до нас дошли ценные высказывания, предостерегающие и разъясняющие мюриду весь вред, опасность и мерзость хулы. Вот некоторые из этих высказываний, дабы беспечный опомнился, а невежественный знал:

1. Посланник Господа ﷺ изрёк: «Из всего вреда человеку достаточно будет уже того, что он презирает и унижает своего брата по вере. Потому как мусульманин является неприкосновенным: его кровь, имущество и честь!».

2. Пророк ﷺ также сказал: «Остерегайтесь хулы, воистину, она хуже прелюбодеяния (зина). Ведь человек, совершивший прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним, и Аллах, Пречист Он и Велик, может принять его раскаяние. А что касается сплетника, то Аллах не простит его до тех пор, пока не простит тот, кого он порицал».

3. Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Сплетник не войдёт в Рай».

4. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Божьих?». Сподвижники ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Это люди, распространяющие сплетни, сеющие раздор между любящими друг друга и обвиняющие невиновных».

5. Пророк ﷺ сказал: «Говорить правду о бессовестном человеке (открыто предающемся большим грехам) не является злословием».

6. Он ﷺ также говорил: «Сказать правду о нечестивце (явно совершающем тяжкие грехи) не является хулой».

7. Один из праведников отмечал: «Тот, кто возводит хулу на людей, подобен тому, кто установил катапульту и разбрасывает посредством неё свои благие дела на запад и восток».

8. У Суфьяна ас-Саври (да будет Господь доволен им) спросили о смысле хадиса Пророка ﷺ: «Всевышний Аллах гневается на обитателей дома, которые являются любителями мяса». Он разъяснил эти слова следующим образом: «Это те, кто позволяют себе возводить хулу на других людей, тем самым поедая их плоть».

9. Хасану аль-Басри (да будет свята его душа) сообщили: «Некто из людей плохо отзывался о тебе». Тогда праведник отправил хулителю поднос со сладостями, передав следующие слова: «Мне стало известно, что ты подарил мне свои хорошие деяния, поэтому я решил отблагодарить тебя тем, чем смог».

10. Когда при Ибн Мубараке (да будет свята его душа) упомянули о хуле, то он сказал: «Если бы я позволил себе хулить кого-то, то это были бы мои родители, ибо они больше всех заслуживают того, чтобы я им отдавал свои благодеяния».

11. Имам Ибн Атаиллах (да будет свята его душа) сказал: «Если ты хочешь испытать разум человека, то обрати внимание на то, как он поведёт себя при упоминании кого-либо. Так, если обнаружишь, что его привлекают недостатки, о которых он говорит примерно так: «Да оставь его, он сделал то-то и то-то плохое», то знай, что у такого человека отсутствуют знания и внутренний мир его погублен. Потому как верующий должен стараться сохранять честь своего брата по вере.

12. Один из арабских поэтов сказал:

«Быстро заживают раны от ножа,
А порез от слова – рана навсегда»
.