Действия, порицаемые во время поста

09 сентября 2008

Соблюдение поста в месяц Рамадан сопряжено со множеством нюансов. Какие действия делают пост недействительным, а какие порицаются? Ответ на этот вопрос мы предлагаем найти в книге Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх», изданной ИД «Медина» под редакцией Д. Мухетдинова в рамках серии «Ханафитское наследие».


Порицается (макрух), чтобы постящийся что-нибудь пробовал на вкус или жевал без уважительной причины. Это не относится к таким случаям, когда человек, вынужденный покупать еду, опасается обмана, или когда некому разжевать еду для ребенка, кроме матери, если у нее имеется только такая еда, которую ребенок не сможет есть без предварительного разжевывания.

Порицается жевать жевательную резинку, которая крошится и растворяется под воздействием слюны. Если же она растворится и попадет внутрь, пост человека станет недействительным.

Следует отметить, что жевать жвачку не рекомендовано и с медицинской точки зрения, тем более во время поста, поскольку это приводит к выделению желудочного сока, что в отсутствие еды наносит немалый вред организму. Это не относится к таким случаям, когда человек использует жевательную резинку по уважительной причине, например, для того, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта, но и тогда следует ограничиться несколькими минутами или даже меньше.

Постящемуся порицается делать все то, что предшествует интимным отношениям и побуждает к ним. В обоих «Сахихах» приводится хадис, в котором сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нередко обнимал и целовал (своих жен), однако он владел собой лучше любого из вас». Смысл этих слов заключается и в том, что мужчинам следует избегать поцелуев и не приравнивать себя к Пророку, мир ему и благословение Всевышнего, который в совершенстве владел собой.

Постящемуся порицается делать то, что может ослабить его настолько, что он будет не в силах соблюдать пост, например, сдавать кровь, или подолгу находиться в сауне или принимать горячую ванну летом. В обоих «Сахихах» приводится хадис, в котором сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно мы отказывались от кровопускания (во время поста) только потому, что постящемуся порицается напрягаться». Если же вышеупомянутые действия не обессилят постящегося, то в совершении их нет ничего порицаемого, как и в том, чтобы постящийся заворачивался во влажную одежду, желая охладить тело. Так, например, сообщается, что во время поста Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда поливал голову водой по причине жажды или жары (Абу Дауд).

Постящийся может промывать нос и полоскать рот, даже если это делается не во время совершения омовения. Однако, поступая так, не следует переступать пределы разумного, чтобы вода не попала внутрь, поскольку это приведет к нарушению поста. Не является порицаемым также очищение зубов с помощью зубочистки (сивак), даже если она смочена водой, так как Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «(Обыкновение пользоваться) зубочисткой относится к числу наилучших качеств постящегося» (Ибн Маджа). Подтверждением этому служат и многие другие хадисы, побуждающие людей пользоваться зубочисткой, не делая различий между постящимися и теми, кто не соблюдает пост.

По мнению части мусульман порицается пользоваться зубочисткой во время поста во второй половине дня, поскольку «использование зубочистки приводит к устранению достойных похвалы следов поста». Имеется в виду обозначенное в одном из хадисов словом «хулюф» изменение запаха во рту постящегося в результате отказа от пищи: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада», - сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, «запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса…». Однако, как считают ханафитские имамы, здесь имеется в виду такой человек, который не в силах избавиться от запаха, появляющегося в результате поста. Если же человек не желает избавляться от запаха по собственной воле, то награды за это он не получит, как и тот, кто специально выбирает далекий путь, чтобы сделать как можно больше шагов, добираясь до мечети. Во многих хадисах есть указания на то, что человеку, который добирается до мечети пешком, полагается награда. Так, например, в обоих «Сахихах» приводится хадис, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Поистине, наибольшую награду за совершение молитвы получит тот из людей, кому приходится проходить (наибольшее расстояние до мечети)...». То же самое относится и к такому человеку, который имеет возможность ехать верхом, но отправляется пешком (например, на джихад на пути Аллаха), так как понимает хадис буквально, где сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Огонь не коснется того раба, ноги которого покрывались пылью на пути Аллаха» (аль-Бухари).

Источник www.islamrf.ru

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР