Исторические условия возникновения Оренбургского Магометанского Духовного Собрания как органа управления духовными делами мусульман

14 апреля 2012

Выступление Первого заместителя Муфтия, Председателя Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, соискателя на ученую степень кандидата исторических наук Равиля  Панчеева н Круглом столе «Мухаммеджан Хусаинов – первый муфтий России, председатель Оренбургского Магометанского Духовного Собрания».10 апреля 2012 г.  г. Москва

Актуальность тем обсуждения о деятельности крупнейшего и влиятельного Духовного центра в российской истории огромна. Российские мусульмане на протяжении более 200 лет связывали свои отношения и развития духовности, нравственности, исламских и национальных традиций этим Духовным управлением – Оренбургским Магометанским Духовным Собранием.

В России приверженцы Ислама составляют сегодня по разным оценкам от 20 до 25 млн. человек и является второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного христианства. Ислам, как и православие, насчитывает на современной территории России тысячелетнюю историю, ибо до создания Оренбургского Духовного Собрания, население которое жило на этих территориях, принимали и исповедовали ислам.

На территории современной России первые мусульмане - купцы из Халифата - появляются уже в VIII-IX веках благодаря интенсивной торговле с Востоком в этот период на Руси входят в обращение арабские монеты.

Независимые мусульманские государства на территории России существовали тысячу лет - с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны. В исламский период Золотой Орды (1312-1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии. С этого времени ислам становится религией большого числа поданных российского монарха. Государство Волжская Булгария располагалось в Среднем Поволжье и Прикамье, возникло в X веке, торговало с арабским халифатом и Византией, имело соперничество с Киевской Русью. В 919 году правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу с предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам. Просьба была принята и Волжскую Булгарию посетил с посольством Ибн Фадлан, оставивший ценные записки о Поволжье. В 922 году хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии.

Расцвет ислама и государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье (X-XVI вв.) приходится на период существования последовательно сменявших друг друга трех могущественных мусульманских государственных образований - Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

Лишь после Куликовской битвы (1380 г.) и последовавших за ней ожесточенных столкновений растущего Московского государства со слабеющей Золотой Ордой борьба двух этносоциальных единств за гегемонию на Восточно-Европейской равнине привела к утверждению конфессионально-культурной оппозиции «мусульман-татар» и «христиан – русских». Это породило впоследствии идеологему «татарского ига» над православной Русью. Вместе с тем антимусульманские акции московского правительства в XVI в. преследовали цель, прежде всего политического подчинения завоеванных земель с мусульманским населением.

В XV-XVII вв. имелись многочисленные факты терпимого отношения в России к мусульманам при условии их верности московским государям, о чем свидетельствует переход многочисленных представителей золотоордынской знати на службу к московским князьям. Принимая одновременно с присягой православное крещение, татарские мурзы и эмиры вливались в формирующееся сословие служилого дворянства, со временем составив его значительную часть. Переход на русскую службу первоначально далеко не всегда предполагал смену вероисповедания. С наделением землями служилых татар, сохранивших приверженность исламу, связано, в частности, возникновение Касимовского царства - мусульманского анклава внутрирусских земель. В 1447 г. казанские царевичи Касым и Якуб (сыновья Улу-Мухаммеда) помогли великому князю Василию II вернуться на московский престол. В благодарность за это царевичу Касыму был пожалован Мещерский городок на Оке, получивший после этого название Касимов (ныне в Рязанской области). В 1467 г. в Касимове была построена Ханская мечеть (сохранился её минарет - единственная мусульманская культовая постройка, возведенная до XVIII в., дошедшая до нашего времени). В качестве автономной единицы Касимовское царство просуществовало лишь до конца XVII в., однако и по сей день живущие на этой территории касимовские татары сохранили свою приверженность исламу. 

При Петре I делаются первые попытки изучения ислама: в 1716 г. впервые осуществляется перевод Корана на русский язык, выполненный доктором философии В. Постниковым, -    «Алкоран о Магомете, или Закон турецкий». Однако для «просвещенных» социальных верхов того времени характерно резко негативное восприятие ислама, возможно связанное с военным противостоянием с Турцией. В целом вплоть до начала царствования Екатерины II положение мусульман в России было тяжелым. Результаты христианизации мусульман в России за два века были весьма незначительными. Хотя в Поволжье и сложилась особая этноконфессиональная группа татар-кряшен, она не составляла большинства среди тюркских подданных Российской империи. К тому же новокрещенные при первой возможности вновь возвращались в ислам. 

В период царствования Елизаветы Петровны правительство было вынуждено разрешить строительство новых мечетей, поскольку именно в мечетях, живущие в России татары, согласно их законам, приводились к присягам. В 1756 г. специальным указом было разрешено строительство новых мечетей для татар, живущих особыми деревнями в Казанской, Воронежской, Нижегородской, Астраханской и Симбирской губерниях.

Правительственная политика по отношению к мусульманскому населению Российской империи коренным образом меняется лишь в царствование Екатерины II, которая взяла курс на покровительство исламу, за что получила среди татарского населения почётное звание «Әби патша» (Бабушка-царица). Обнародованный в 1773 г. её Указ «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским правительствам» не только положил конец принудительной христианизации, но и окончательно снял запрет на строительство мечетей.

Посетив Казань в 1766 г., Екатерина II лично дала разрешение купцам Юнусовым на строительство в городе каменной мечети. Юнусовская мечеть, построенная в 1767-1771 гг., впоследствии получила наименование мечеть Марджани - по имени татарского просветителя Шигабуддина Марджани, бывшего её имамом. Она стала первой каменной мечетью, построенной в Казани после её присоединения к России. Вслед за ней в Казани была воздвигнута Апанаевская мечеть в стиле русского барокко на средства купца Ибрагима Султанаева. В екатерининские времена начинается строительство мечетей и в других городах России. Наиболее значительным памятником мусульманского культового храма XIX в. является мечеть Караван-Сарай в Оренбурге, построенная в 1837-1846 гг. по проекту петербургского архитектора А. Брюллова в духе романтической трактовки средневековой восточной архитектуры.

В 1782 г. в Уфе был учреждён муфтият, и мусульманские священ-нослужители выделились в особое духовное сословие, а вскоре мусульмане России получили собственную конфессиональную организацию. Именным Указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское Магометанское Духовное Собрание с местопребыванием в Уфе. Ему были подчинены все мусульманские приходы России, за исключением Таврической губернии (Крым).

В ведении Оренбургского Магометанского Духовного Собрания находилось утверждение избранных мусульманскими общинами приходских имамов и ахунов. Ему подчинялись как средние духовные управления - мухтасибаты, объединяющие по несколько десятков общин, так и низшие - мутаваллиаты. Таким образом, мусульманская община России по существу получила организацию, аналогичную церковной, хотя исторически институт церкви в исламе отсутствует. Это привело к последствиям, далеко выходящим за пределы намерений российского правительства: произошло оформление мусульманского духовенства России в качестве организованной национально-политической силы, результатом чего стало усиление интегративных функций ислама.История существования этого Духовного управления мусульман в российской империи показывает нам свою центральную часть - просветительская деятельность, сохранение национальной идентичности, традиций и межконфессиональных отношений. Оно имело отношение к ключевой задаче - сохранению государственности. И так было вплоть до середины 90-х годов прошлого века. Духовное управление мусульман смогло выжить и сохраниться в атеистическое время безбожия. Но над исламом сегодня нависла угроза конкуренции. А ведь в религии не должна быть конкуренция и коммерциализация отношений. Создание множества религиозных организаций и ощипывание кусков от большого пирога, который создавался на протяжении многих веков делает исламскую религию слабой. Ориентация на зарубежный мусульманский исторический опыт будет стирать нашу с вами историю развития, наш менталитет и уже толкает на радикализацию общества.

Мир меняется, мы сейчас наблюдаем противоречие толерантных и межконфессиональных отношений в Саудовской Аравии, Кувейте и Катаре, которые активно позиционируют себя в борьбе за региональное лидерство на Ближнем Востоке. Противоречие заключается в том, что религиозный лидер Саудовской Аравии, главный муфтий Абдул Азиз бин Абдулла аш-Шейх, известный своими тесными связями с монархической семьей призывает уничтожить все церкви в странах Персидского залива. Он заявил: «Необходимо уничтожить все церкви на территории государств Персидского залива». Такое заявление было сделано после того, как власти Кувейта заявили о возможном введении запрета на строительство церквей. Ранее кувейтский парламентарий Осама аль-Мунавер заявил о своих планах представить на рассмотрение властей законопроект об уничтожении всех церквей в стране. Позже он скорректировал свою позицию, отметив, что существующие церкви можно оставить, но возведение новых христианских церквей и других неисламских культовых зданий должно быть запрещено. По пути разрушения божьих храмов, перечеркнув вековую историю многих российских мусульманских народов, вопреки протестам старшего поколения пошел и глава СМР. Разрушение истории – это болезнь сердца, ибо получается можно стереть историю и Великой Отечественной войны. В те страшные годы мусульмане, обращаясь к Всевышнему направлялись на защиту своего Отечества. Разрушение, приватизация и рейдерские захваты, неужели они обоснованы менталитетом народа и иностранных идеологий. А ведь мы знаем из первоисточников, что не чувствующее сердце – это человек без души, а значит мертвое сердце. И здесь, о каких ценностях мы можем говорить, о каком конструктивизме идет речь, когда ещё ни одного храма не построил?

И в этой связи хочу отметить странный парадокс – насколько арабы искренне готовы сотрудничать, не нарушая наши внутренние установки, не ломая существующие межконфессиональные и межнациональные отношения и установить партнерский диалог с российскими мусульманами? Пока получается только двойные стандарты.

Как говорит Всевышний Создатель:

 «Крепко держитесь за вервь Бога все вместе и не распадайтесь».

 К сожалению, пока в России крепко держаться не получается в силу многих обстоятельств: расчленения крупных организаций на мелкие параллельные структуры или предпочтения влияния зарубежных представительств.

Спасибо за внимание.

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР