Как мусульмане защищали христианские святыни

05 апреля 2025

В эпоху, когда межрелигиозные конфликты часто становятся инструментом политических манипуляций, история хранит удивительные примеры солидарности и взаимного уважения. Особое место среди них занимает традиция мусульманской защиты христианских храмов – явление, уходящее корнями в историю.  

Урок взаимопомощи между двумя конфессиями

Ещё в 615-м году Пророк Мухаммад ﷺ направил своих последователей из Мекки в Эфиопию, когда его сердце не могло более выдержать гонений, которые устроили многобожники Мекки на его сподвижников. В Эфиопии тогда правил христианский правитель Наджаши. Пророк ﷺ, отправляя своих сподвижников в путь, сказал: «В Эфиопии вы найдёте правителя, при котором никого не притесняют…»  

Иерусалим, VII век: урок милосердия

Позже, когда халиф Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه вошёл в Иерусалим, патриарх Софроний (Сафраниус) показывал ему старинную церковь в древней части города. В это время наступило время намаза, и патриарх предложил ему помолиться в храме. Но Умар رضي الله عنه отказался, опасаясь, что мусульмане в будущем захотят превратить церковь, где он помолился, в мечеть. Вместо этого он совершил намаз в другом месте, где позже действительно мусульманами была построена мечеть Умара رضي الله عنه. Этот жест стал символом уважения к чужой вере и защиты христианской святыни.  Более того, халиф Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه заключил договор с патриархом Софронием: «Гарантирую безопасность ваших жизней, имущества и храмов. Ни одна церковь не будет разрушена, и ни один христианин не пострадает за свою веру».  

Мусульмане Астрахани: защита православной святыни в годы гонений

В своих выступлениях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз подчёркивал важность межрелигиозного диалога, приводя в пример случаи, когда мусульмане вставали на защиту христианских святынь. Один из таких эпизодов связан с Астраханью – городом, где веками бок о бок живут православные и мусульмане.  В 1930-х годах, в разгар антирелигиозной кампании СССР, власти Астрахани планировали снести Успенский кафедральный собор – жемчужину русского барокко, построенную в начале XVIII века. Храм, являвшийся духовным символом региона, решили «перепрофилировать» под склад или вовсе разрушить. Местная православная община, подавленная репрессиями, не могла открыто протестовать.  Узнав о планах властей, астраханские мусульмане, вдохновлённые исламскими принципами защиты иноверцев, выступили с категорическим протестом против разрушения православного храма. Лидеры местной уммы обратились к советским органам с заявлением, в котором они подчёркивали, что собор – не только христианская святыня, но и часть общего культурного наследия Астрахани. Мусульмане собирали подписи, писали коллективные письма, а некоторые даже дежурили у стен храма, чтобы предотвратить попытки вандализма.  

Аргументы, изменившие решение советских властей

Имамы и активисты апеллировали не только к религиозным, но и к историческим доводам: Успенский собор был построен и при участии мусульман, чьи предки веками жили в Астраханском ханстве. В архивах сохранились документы о пожертвованиях мусульман на реставрацию храма в XIX веке. Собор являлся архитектурной доминантой города, что делало его ценным для всех горожан.  После такого народного призыва власти отказались от сноса, ограничившись закрытием собора для богослужений. Здание использовалось как склад, но избежало разрушения.  В 1990-х годах собор вернули Церкви, и сегодня он снова является действующим. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая Астрахань в 2010 году, отметил: «Эта история – урок для всех нас. Когда верующие разных религий объединяются ради защиты добра, даже безбожные силы отступают. Мусульмане Астрахани сохранили не просто здание – они сохранили совесть нашего народа».  

Исламские корни милосердия

Защита Успенского собора мусульманами – не случайность, а продолжение традиции, заложенной Пророком Мухаммадом ﷺ и халифом Умаром رضي الله عنه. Этот эпизод, как и многие другие, напоминает: межконфессиональная солидарность – не утопия, а реальность, выкованная веками совместной истории. В Коране сказано (смысл комментария): «…Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве...» (сура «Аль-Маида», аят 2).  Пусть пример астраханских мусульман вдохновляет нас и сегодня – ведь, как заметил Патриарх Кирилл, «храмы строятся из камня, но держатся они человеческой верой и взаимным уважением».

14 веков охраны: мусульмане – хранители ключей главной христианской святыни

Традиция, начатая халифом Умаром رضي الله عنه, жива до сих пор. Семья Нусайбе, мусульмане-сунниты из Иерусалима, уже 1363 года хранит ключи от главной христианской святыни, именуемой «Храмом Гроба Господня». Каждое утро представители семьи открывают двери церкви, а вечером закрывают их, обеспечивая безопасность. Ваджих Нусайбе, хранитель ключей, назвал эту миссию «живым договором между религиями».  

Буйнакск, 1929 год: межконфессиональный союз в защиту церкви

Зимой 1929 года власти Буйнакска (города в Дагестане) решили закрыть русскую соборную церковь, чтобы превратить её в клуб. Это решение спровоцировало неожиданную реакцию: местные мусульмане выступили в защиту православного храма. На праздничном намазе верующим зачитали призыв поддержать православную общину. Мусульмане, следуя принципам Ислама, требовали уважения к святыням иноверцев. К протесту присоединились евреи: раввин Мушаилов подчёркивал необходимость единства. В письме, обнаруженном у активиста Жиромского, говорилось: «Между нами сложились добрые отношения. Мы защищаем не стены, а право каждого на веру».  Этот эпизод – не просто акт гражданского мужества, но воплощение коранического завета.

Наследие, актуальное и сегодня

История Астрахани, Буйнакска, договоры Пророка ﷺ и Умара رضي الله عنه, миссия семьи Нусайбе – всё это звенья одной цепи. Они напоминают: защита чужих святынь – не жест толерантности, а исполнение исламского долга.  Сегодня, когда экстремисты пытаются запятнать Ислам насилием, эти примеры – ответ на их ложь. Истинная вера не сеет страх, а объединяет. Христианский историк XIV века аль-Макин писал: «Мусульмане защищали наши церкви, ибо так велел им Пророк ﷺ, чьё милосердие было шире пустыни».  

Мухаммад Алимчулов

Источник: https://as-salam.ru

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР