Как научиться говорить с людьми мягко и кратко?

01 августа 2022

Как научиться говорить с людьми мягко и кратко?

Когда мне говорят что-то обидное или оскорбляют, я злюсь, боюсь отвечать на вопросы или просто разговаривать с людьми... Дело в том, что у меня такой характер, что если мне что-то не нравится, то я начинаю показывать своё недовольство по отношению к чему-то или к кому-то. А когда со мной говорят мягко, вежливо, я отвечаю тем же. Стараюсь не спорить с окружающими, но всё равно это происходит довольно-таки часто. Я не люблю пустословие, но когда говорю с людьми мягко, спокойно, мои слова словно не доходят до них…

ОТВЕТЫ

С точки зрения религии:

Люди бывают разные, и поэтому нужно учитывать уровень образованности и возраст тех, с кем нам приходится общаться.

В речи, как и во всём остальном, для мусульман образцом является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Он был самым красноречивым, ему Всевышним была дарована краткая, но содержательная речь, которая отличалась удивительной сладостью.

Аль-Кази Ияз сказал: «Речь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) имела неизвестную для человека мягкость, она была непревзойдённо искусной, лаконичной, выразительной, здравой, наполненной смысла и мудрости, непринуждённой. Он знал диалекты арабов. С каждым племенем он разговаривал на их диалекте, не уступая им в знании и красноречии, и даже сподвижники обращались к Пророку (мир ему и благословение) с просьбой растолковать те или иные слова данного племени…»

Вы тоже старайтесь быть похожим на Пророка (мир ему и благословление). Будьте проще в общении с людьми и не говорите ничего, кроме истины, даже в шутку. Если видите, что люди могут понять Вас и воспринять Ваши слова, то делайте добрые, хорошие наставления.

Если будете искренними, Вам не нужно будет переживать о том, поймут Вас другие или нет. Уповайте на Аллаха и старайтесь дружить с богобоязненными мусульманами, они Вас всегда поймут.

С точки зрения психологии:

Когда говорят что-либо оскорбительное, то практически каждый человек испытывает отрицательные эмоции или начинает гневаться. Вопрос ведь не в том, что мы испытываем внутренне в тех или иных ситуациях, а в том, как реагировать на происходящее. Некоторые люди в подобных ситуациях начинают проявлять ответную агрессию, что в итоге обязательно приведёт к эскалации конфликта. Другие просто избегают общения с людьми, вызывающими у них негатив, что в итоге может привести лишь к отсрочке конфликта. А есть и такие, которые просто терпят обиды и оскорбления, что в итоге ведёт к потере уверенности в себе и развитию комплексов неполноценности. Как видно, не одна из этих перспектив не ведёт к удовлетворительному результату.

В таких ситуациях необходимо искать иной подход в разрешении острых ситуаций, а та тактика, которой придерживаетесь Вы, тоже малопригодна. Если Вы боитесь отвечать или уходите от ответа, собеседник может предположить, что Вы согласны со всеми его доводами, и дальнейшее взаимодействие с Вами будет строить исходя из сделанных выводов. В этой связи имеет смысл пересмотреть привычную модель общения и выстроить совершенно новую.

Тот факт, что Вы не можете скрывать неких сторон собственного характера, конечно, может помешать в достижении поставленной цели, но это не фатально, и в Ваших силах изменить себя. Самое главное – усвоить общие принципы, по которым строится доброжелательное общение. Не составит много труда ответить добрым словом на доброе, куда сложнее ответить добрым словом на грубость.

Для того чтобы Вам было легче, стоит всегда держать в голове конечную цель, тот желаемый результат, который бы в полной мере удовлетворил Вас. Не нужно бояться отвечать, но и не стоит спешить с ответом. Самое главное, чтобы Ваш ответ касался предмета обсуждения или спора, но никак не задевал личностных качеств собеседника. Помните всегда то, что Ваш собеседник, который не желает обижаться на Вас или ссориться с Вами, приложит максимум усилий, чтобы не допустить этого. А тот человек, который обязательно желает с Вами конфликтных отношений, будет всячески их добиваться, попытается всеми силами повернуть разговор в нужное для него русло. С такими людьми нужно действовать уверенно, но не агрессивно. Необходимо сразу заявить о своём намерении не продолжать разговор, вовсе не беспокоясь о том, как он это воспримет, поскольку цель у него одна.

Чтобы не быть пустословным, необходимо научиться коротко выражать свои мысли, а это возможно лишь при условии, что человек хорошо знает самого себя. В этом Вам может хорошо помочь чтение художественной литературы, что значительно обогатит Ваш словарный запас и позволит в нескольких словах выразить ёмкую мысль. Пробуйте каждодневно выполнять следующее упражнение: напишите какое-либо сообщение и потом постарайтесь максимально сократить его так, чтобы сохранилась главная мысль. Тренируясь таким образом каждодневно, Вы заметно разовьёте в себе этот навык, который потом успешно сможете применить в повседневном общении. Будьте уверены в том, что Ваши слова достигнут своей цели, если их будет немного и они будут сказаны мягко.

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР