Линар Якупов: «Халяль превращается в большую индустрию»

09 января 2011

Мусульманский бизнес – явление новое не только на татарстанском, но и на российском рынке. Тем интереснее он для предпринимателей.Об основных принципах построения бизнеса по законам шариата корреспонденту «Бизнес-Онлайн» рассказывает генеральный директор ИФК «Линова» Линар Якупов.    Первопроходцы

- Линар Габдельнурович, расскажите о своей общественной инициативе…- Одна из наших компаний «Линова-Медиа» уже второй год выпускает ежегодный справочник «Зеленые страницы» и работает над электронной деловой площадкой Halalpages.ru, которая систематизирует информацию об услугах халяльного рынка. К сожалению, централизованного ресурса, который информировал бы бизнес-сообщество республики и России об этом мировом тренде, до сих пор не было. Наш портал, я считаю, один из первых шагов на пути к этой цели. Сейчас его пользователями являются татарстанские и российские предприниматели, банкиры, страховщики, финансисты. Таким образом, мы хотим показать насколько сегодня татарстанский и российский рынок в целом созрели, чтобы позиционировать исламский бизнес как отдельный развивающийся сегмент нашей экономики. Зачем мне это нужно? Это мой вклад в развитие халяльного рынка. Но это мое хобби, которое уже потихоньку перерастает в бизнес.

Бизнес с человеческим лицом - Какие они основные принципы мусульманского бизнеса?

- Прежде всего, нужно отметить, что его концепция основывается на этике. Согласно шариату можно заниматься только халяльным (разрешенным) бизнесом и инвестировать в него. Разрешен весь бизнес, кроме продажи и производства алкоголя, продуктов из свинины. Харамом (запрещенным) считается игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами, традиционное коммерческое страхование, нерациональное использование природных ресурсов или препятствование к их восстановлению.

- Какие существуют запрещенные финансовые инструменты в исламе?

- Дело в том, что мусульманские религиозные законы отрицают один из главных экономических постулатов западной экономики - деньги делают деньги. Поэтому шариат запрещает такую операцию, как процентное кредитование. В Коране говорится, что запрещается риба (ростовщичество), но позволяется торговля. Под ростовщичеством понимается зарабатывание денег на процентах. Ислам признает лишь взаимоотношения «деньги – товар – деньги». Два мусульманина должны строить свои контакты на равных и в зависимости от их вкладов, будь это деньги или их труд, а при процентном кредитовании одна сторона сразу получает незаслуженные преимущества над другой. Поэтому, если инвестор-мусульманин желает вложить деньги в тот или иной проект, он обязан вступить в него на правах совладельца или софинансиста, и таким образом разделить с остальными участниками, как будущие прибыли, так и риски возможных потерь.

- Чем аргументируется запрет на получение процентов?

- Нарушением принципа справедливости. Заемщик должен выплачивать заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков, концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц, увеличение темпов инфляции. Исламская концепция предполагает принципы справедливого взаимоотношения: мусульман друг перед другом, перед людьми других религий, перед правосудием, социальной ответственности.

- А где же базовый принцип деловой активности – получение прибыли?

- Для того чтобы получить доход от кредитования, финансовый институт должен быть либо долевым участником, разделяя риски и прибыли предприятия, либо может участвовать в торговле и извлекать прибыль от наценки между себестоимостью приобретения товара и ценой продажи, по которой товар реализуется, либо использовать любой другой механизм который не противоречит исламским принципам.

- Эти ограничения сужают набор финансовых инструментов, как и количество объектов, в которые можно инвестировать. Соответственно они тормозят развитие самого бизнеса…

- Я бы не согласился с этим утверждением. Другой вопрос насколько широко мы можем использовать все исламские финансовые инструменты в рамках российского законодательства. К сожалению, набор таких инструментов очень ограничен. Однако если российский рынок нуждается, например, в арабских инвестициях, придется продумать механизм работы с ними и внести необходимые поправки в существующее законодательство. Потому что сегодня эти инвестиции пока не могут «приземлиться» в России по этическим исламским нормам.

- А женщины могут заниматься бизнесом по шариату?

- Еще бы! Мало того, среди них есть очень успешные женщины. Например, председателем Центробанка Малайзии является дама. Да и одним из самых сильных банкиров Ближнего Востока недавно была признана представительница слабого пола. 
Рынок готов?

- Вы думаете, реально в России, где бизнес почти всегда ассоциируется с криминалом, построить свое дело согласно шариату?

- Конечно. В Казани было доказано на практике, насколько жизнеспособным может быть халяльный бизнес в условиях нашего сегодняшнего рынка. Проанализировали деятельность кафе, где не продавался алкоголь и изделия из свинины, не проводились банкеты с использованием алкоголя. В общем придерживались всех мусульманских канонов… На четвертый месяц работы бизнес уже вышел на уровень безубыточности. И я думаю это неплохой показатель.

- В чем же секрет?

- В порядочности. Надо верить в это и честно работать.  Кроме того, сейчас во всем мире идет стремительное развитие халяльной индустрии. И это становится глобальным трендом. В России развитие в этом направлении тоже идет, хотя пока очень маленькими шагами. Но в ней уже начали присутствовать и серьезные производители, так как есть потребность и определенный круг потребителей, которые готовы пользоваться продукцией и услугами такого бизнеса.

- Готов ли российский рынок к появлению исламского бизнеса?

- Нужно переломить стереотип, что исламский бизнес – только для мусульман. Между прочим, порядка 50 процентов клиентов большинства исламских банков в мире - не мусульмане. Это универсальные продукты и услуги, которые доказали свою конкурентоспособность. И они имеют право стать основанием экономического развития не только для мусульманского общества, но и дополнительным толчком развития всей российской экономики в целом.

Резеда Гизатуллина

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР