С каждым годом передвижения людей внутри стран и через международную границу увеличивается. Это взаимосвязанный процесс влияющий на спрос населения на передвижение и который включающий в себя глобальное развитие транспортных коммуникаций, экономические тенденции и взаимодействие и интеграция между людьми, компаниями и правительствами по всему миру.
Основные перевозки пассажиров осуществляются автомобильным, железнодорожным, автобусным, внутренним водным, морским, воздушным транспортом. Речь идет о миллионах людей и тысяч километрах.
На качество работы общественного транспорта влияют многие факторы. Помимо общих правил, большое значение имеет поведение, как водителей, так и пассажиров.
В настоящее время этические аспекты работы водителей приобретают все большее значение, потому что они несут ответственность не только за своевременную доставку пассажиров, но и за их безопасность.
Эти детерминанты зависят как от самого водителя, так и от условий его работы.
Современные условия оказания услуг по перевозке пассажиров требуют от компаний перевозчиков и водителей выработки соответствующего поведения по отношению к более требовательному потребителю. Пассажиры хотят, чтобы перевозчики общественного транспорта удовлетворяли их транспортные потребности, обеспечивая при этом высокое качество обслуживания.
Одним из специфических явлений является трудовая этика. Этические аспекты связаны с принятыми стандартами в компаниях, но также и с внутренним установками людей.
Работа водителя общественного транспорта, капитана корабля, капитана авиалайнера, машиниста очень тяжелая и ответственная. Им приходиться сталкиваются с самыми разными, порой опасными ситуациями.
За их плечами самые разные люди с разными запросами и требованиями и сценариев нестандартных ситуаций могут быть тысячи.
Если капитаны авиалайнеров, машинисты и капитаны кораблей как-то изолированы от пассажиров и имеют в своем подчинении помощников и членов экипажа, то водителям такси, автобусов, трамваем и троллейбусов приходится сталкиваться напрямую с пассажирами, среди которых могут быть люди очень разных требований и запросов, а также в различном физическом и психологическом состоянии. Могут быть люди склонные к агрессии и неадекватным восприятием реальности, в алкогольном опьянении, под воздействием наркотических или психотропных веществ, в депрессивном состоянии или наоборот в сильном восторге и в других различных состояниях.
Раньше во времена Советского Союза в общественном транспорте висели таблички с надписью "Не мешайте водителю". Как бы это не звучало банально, но это жизненно важно.
Водителю приходится быть на чеку, не только следить за дорогой, но и быть готовым дать адекватный ответ пассажирам.
В интернет пространстве очень много роликов, когда пассажиры ведут себя неподобающе или же водитель проявляет непрофессионализм во взаимодействии с пассажирами.
С точки зрения религии этика является основой гармонии общественных коммуникаций. Уважение пассажиров к друг другу и труду водителя и уважение водителя к состоянию пассажиров залог здорового климата в транспорте.
У каждого вида транспорта свои требования и особенности поведения как для водителя, так и для пассажиров.
Приведем некоторые правила в общественном транспорте:
Водителям
- Уделять внимание техническому состоянию транспорта;
- Соблюдать правила безопасности на дорогах;
- Высыпаться, не садиться за руль в состоянии усталости или недомогания;
- Категорически не принимать алкоголь и другие затуманивающие разум вещества;
- Поскольку транспорт это средство повышенной опасности прочитать соответствующие молитвы перед тем, как приступить к работе.
Пассажирам
- Всем известны общие правила - уступить места инвалидам, пожилым, беременным и пассажирам с детьми и т.д..
- Пропускать людей, не толкаться и не стоять у входа;
- По возможности уступить место другим;
- Снимать объемные рюкзаки и сумки с плеч;
- Всегда использовать в транспорте наушники или гарнитуру и не разговаривать громко по телефону;
- Не сидеть с раздвинутыми или выдвинутыми ногами и не мешать другим;
- Если вы собираетесь помочь другому пассажиру при посадке, сначала уточните, нужно ли им это;
- Не открывать и не отряхивать зонт или одежду около других пассажиров;
- Не есть в общественном транспорте;
- Не наступать на ноги людей и следить за тем как от нас пахнет.
- Не терять зря время в транспорте, можно читать молитвы, прочитать книгу, прослушать аудио-книгу или посмотреть какое-нибудь полезное видео.
Мухаммад Алимчулов