Выступление Муфтия ДУМ Чувашской Республики Альбира хазрата Крганова на конференции "Ислам и государство"

14 октября 2008

Слава Всевышнему и приветствия Его Пророку с.г.в.м!

Достопочтенное высокое собрание! Уважаемый Верховный-Муфтий!

Уважаемый  почтенные муфтий хазраты, мухтасибы, имамы, представители интеллигенции и гости данного меджлиса.

Мира вам, милости Аллаха и  Его благоденствия!

Ассаламу аляйкум ва рахматуллахи ва баракатух!

 В  благословенный месяц Шауваля разрешите мне поприветствовать всех вас от имени ДУМ ЧР и поздравить всех вас со столь знаменательным событием в жизни мусульман нашей страны - 220-летием со дня основания первой официальной  в истории нашего государства - единого мусульманского духовного центра - Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.

Волей Всевышнего Творца Императрица Екатерина вторая 22 сентября 1778 года подписала Высочайший Указ об учреждении ОМДС, правопреемницей которого стало нынешнее ЦДУМ России. Тогда же впервые была учреждена должность главы Российских мусульман - Муфтия, которым стал первый ахун Мухаммеджан Гусейнов. Несмотря на то, что уже тогда московское правительство стремилось использовать деятельность Духовного собрания в собственных интересах через верных им ахунов, царица приняла твердое решение и барону Осипу Андреевичу Игельстрому  лишь оставалось его исполнить.  4 декабря 1779 году управление начало функционировать  в Уфе и в начале прошлого века объединило под своим крылом более четырнадцати тысяч семисот мечетей, мектебы при мечетях, высшие учебные заведения – медресе: в Оренбурге медресе «Хусаиния»,  в Казани «Мухаммадия», в Уфе «Галлия» и др., многочисленные медресе по деревням, объединило в единое целое мусульманскую умму страны. При мечетях функционировали мектебе - начальные школы. В ведении Духовного собрания находилось: испытание претендентов на приходские должности в знании канонов Ислама, надзор за действиями мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры, вакуфы-фонды, случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрических книг (с 1828 года приходским духовенством). Организация паломничества. И до сегодняшнего дня в стенах исторической резиденции хранится святыня ислама (Сакал шариф) волос Пророка Мухаммада С.Г.В.М подаренный муфтию Мухаммедьяру Султанову Султаном Абдулхамидом в знак высокой роли мусульман  России.   

В свою бытность на вопрос о своевременности веротерпимости царица Екатерина вторая изрекла «Гонение - раздражает умы. Напротив, дозволение всякому верованию по своему закону смягчает самые жесткие сердца и прекращает споры, противные тишине государства».

К 1889 в ведении Духовного собрания находилось 4 254 прихода, 3,4 млн.прихожан обоего пола, 65 ахунов, 2 734 хатыба, 2 621 мударрис и имам, 2783 муэдзина; к xml:namespace prefix = st1 ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags" />1912 г. - 4,5 млн.прихожан обоего пола, 5 771 приход и 12 341 духовное лицо. После революции советская власть дала кратковременную волю на религиозные убеждения, и в ведении Духовного собрания, переименованного позже в ЦДУМ, находилось более 14 700 приходов и тридцати тысяч духовных лиц. Духовное собрание печатало книги, журналы, газеты активно вела просветительскую деятельность, в том числе и в степях средней Азии.  

С началом красного террора в 1936 году весь состав Президиума ЦДУМ России был расстрелян, более шестидесяти  тысяч имамов, мударрисов, алимов и простых мусульман были репрессированы и расстреляны. Пусть Аллах Всевышний упокоит души всех  сотрудников и соратников, павших за  веру мученической смертью. И дай Всемогущий Аллах чтобы, та страшная история на крови и слезах безвозвратно ушла в прошлое.

Трудно переоценить значение для мусульманского сообщества страны той многогранной деятельности, которую ведут ЦДУМ России ее региональные структуры и духовенство.

Уже к началу девяностых годов девятнадцатого века после семидесяти лет воинствующего атеизма, разрушения мечетей и медресе, унижения духовенства в составе ЦДУМ России оставалось всего 94 мечетей и ни одного учебного заведения. 19 июня 1880 года, поработав несколько лет имамом Казанской Соборной мечети «Марджани, Духовное управление  возглавил богослов, выпускник медресе «Мир-Араб» в Бухаре, блестяще завершивший обучение на факультете хадиса Исламского университета «Аль-Азхар» Талгат хазрат Таджуддин.

Под руководством Талгат хазрата с  помощью Аллаха управление оживило свою деятельность. С приходом теплого ветра перемен в стране в начале девяностых верующим была возвращена возможность свободного верования. Огромной радостью для всех мусульман стало празднование в 1989 году 200-летия ОМДС-ДУМЕС и 1100-летие со дня официального принятия Ислама в Волжской Булгарии.  Мероприятия были проведены на высоком уровне, с участием представителей 28-х мусульманских стран, что, разумеется, подняло престиж и авторитет нашей страны перед Исламским миром.

На сегодня ЦДУМ России под своим каноническим управлением объединяет более 2000 приходов по всей стране. После известных событий начала 90-х годов, шестой съезд ЦДУМ России в ноябре 1992 году с участием 738 делегатов реорганизовал региональные мухтасибатские правления в муфтияты. Распри и смута остались, Инша – Аллах, позади.

Сегодня  Духовные Управления Мусульман в субъектах РФ являются представительствами ЦДУМ России, а их руководители - представителями Верховного муфтия, Председателя ЦДУМ России в регионе. Региональным Муфтиям эти двадцать лет стоили многих усилий и терпения, а кому и жизни. Почти с нуля пришлось  создавать новую структуру в регионах, определять с целями и задачами, разграничить с центром меру ответственности и компетенции, находить средства для существования. Но помощь Аллаха не покинула нас. С этой высокой трибуны с позволения и благословения Верховного муфтия разрешите искренне поблагодарить Вас, дорогие коллеги, за стойкость, верность идеалам Ислама, за сохранение нашего исторического управления, которое наши с вами предки берегли как зеницу ока.

Всем региональным ДУМ за последние десять лет пришлось несколько раз перерегистрировать мусульманские приходы, воссоздавать заново учебно-просветительские духовные центры, отстраивать, разрушенные за время воинствующего атеизма, мечети. Духовные Управления  в регионах по сути стали еще более близким звеном к народу  и государству и в рамках своей компетенции выполняют переданные им функции от главного управления. ДУМ пришлось адекватно реагировать на все вызовы современности в том числе и в части желания некоторых втягивания веры в политические распри.

Все структурные подразделения ЦДУМ России на протяжении долгой истории служат идеалу мира и добра, определенного Священным Кораном и сунной Пророка, последовательно распространяют все свое влияние на процессы сохранения мира и стабильности в регионах России в целом. ДУМ ведут профилактическую работу по предупреждению радикализма, недопущения экстремизма на почве религии. Региональные Духовные управления наладили конструктивный диалог с представителями власти и традиционных конфессий. ЦДУМ России и его структуры в своей духовной миссии опираются на традиционное наследие татар и башкир еще в период Булгарского ханства принявших Ислам. В ряде субъектов открыты подготовительные факультеты Российского Исламского Университета ЦДУМ России. Проводятся межрегиональные научно практические конференции, воплощаются в жизнь новые  духовно-культурные проекты.

В пору становления гражданского общества назрела необходимость в стране создания общественных независимых институтов. Обсудив на очередном пленуме совете муфтиев ЦДУМ России, Указом Верховного муфтия было постановлено создать при  региональных ДУМ и местных мусульманских приходах общественные советы, советы аксакалов, благотворительные фонды и другие вспомогательные структуры.

Предстоит серьезная работа по воссозданию культурно-нравственного наследия братских мусульманских народов. Тем не менее после этих нелегких лет можно заявить и согласиться, что система ЦДУМ и его региональных подразделений оправдала себя и стала выстраданной, выверенной  формой исламской духовной деятельности, оригинальной в своем роде.  Уважаемые коллеги мы являемся религиозной организацией такой великой страны как России. Она наш общий дом и единственная Родина. Наша Отчизна многоконфессиональна и многонациональна. Сохранение единства страны является священным долгом каждого из нас, в том числе ДУМ. И конечно же мусульманские духовные лидеры всегда учитывали этот определяющий фактор, задавая себе вопрос: «Чего от нас ждет Всевышний Создатель? Чего ждут мусульмане? Чего ждет государство? Нам нужна стабильная и сильная страна, в которой свободно исполняются конституционные права и потребности верующих. А всеми нами, то есть духовенством,  исполнения искренне заветов Всевышнего, не меняя их на корысть, гордыню….Сейчас для всех нас это еще более важно в свете того что, мусульмане мира с большой надеждой смотрят и наблюдают за Россией. Быть россиянином, любить Отечество - это особое духовное состояние. Несмотря тяжелые испытания истории, в России всегда было много тех, кто работал на созидание, а не на разрушение. Ими и жива великая страна.  Спасибо за внимание.

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР