В мировой литературе написано множество замечательных произведений, посвященных зиме. Белоснежные пейзажи, похорошевшая природа вдохновили немалое число поэтов, писателей и мыслителей. Но мало кто знает, что в Исламе зиме уделяется очень большое внимание.
Многие сподвижники и праведные предки говорили о зиме, поясняли, что она является «добычей» для верующего человека, и проявляли активность и усердие в богослужении в зимний период. Сообщается от Абу Усмана ан-Нахдию, что Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Зима – это добыча для поклоняющихся» («Хильяту аль-Авлия», № 1/26).
Об этом говорил и Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Зима – это весна для верующего, ночь удлинилась, и я встаю (для поклонения), день укоротился, и я соблюдаю пост» («Макасиду аль-Хасанати ли-Сахави», № 588).
Ибн Раджаб сказал: «Ночное поклонение равно дневному посту в жаркое время» («Лятаифу Маарифлиль-Ханбали», № 1/356).
Когда ночь удлиняется, можно дольше поспать и с лёгкостью встать для ночного поклонения Аллаху, а когда день укорачивается, верующему легко соблюдать пост – в этом и заключается добыча для поклоняющихся рабов Аллаха.
Мусульманин может зимой соблюдать пост, не испытывая никаких трудностей – ни голода, ни жажды, поскольку день бывает коротким и холодным. В «Муснаде» ат-Тирмизи сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост зимой – это холодная добыча». Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) как-то спросил: «Не направить ли вас на холодную добычу?» – «Направь». И Абу Хурайра ответил: «Соблюдайте пост зимой». Под словом «холодная добыча» имеется в виду «полученная без особых стараний, усталости и трудностей».
Давайте постараемся быть усердными и активными в богослужении зимой.