Жизнь махалли
Процесс принятия ислама волжскими булгарами должен быть визуализирован. Это необходимо для раскрытия гуманности ислама и значимости самого события. Такое решение было принято в Казанском кремле.
События на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где последние месяцы продолжаются массовые беспорядки, не имеют резкой религиозной окраски, заявил в воскресенье глава МИД РФ Сергей Лавров.
В начале декабря 2010 года глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Таджуддин принял решение о возрождении в составе ЦДУМ муфтията Москвы и Центрального региона. 30 декабря на пост главы новой организации был назначен первый заместитель председателя ЦДУМ, муфтий Чувашии Альбир Крганов. О первых шагах нового Московского муфтията Альбир КРГАНОВ рассказал журналистам «НГР» Андрею МЕЛЬНИКОВУ и Лидии ОРЛОВОЙ. – Альбир-хазрат, Московский муфтият в составе ЦДУМ существует уже три месяца. В Центральном регионе, самом главном для страны, его статус повысился. Соответственно это должно быть подкреплено наращиванием реальных структур, какой-то базы. За эти три месяца наметился прогресс? – Фактически ЦДУМ в этом пространстве существовал всегда. Еще в 2005 году было принято решение о создании муфтията Москвы. Но он не смог пройти регистрацию. В декабре прошлого года началась активная фаза решения организационных вопросов Духовного управления. Могу сказать, что мы нашли полное взаимопонимание с мусульманами Москвы и Центрального региона, встречались с верующими. В Московской области 12 общин изъявили желание войти в состав нашего управления. Мы принимаем решение по этим общинам. – С какой целью ЦДУМ создало в Москве новый муфтият? Разве существующий муфтият европейской части России не справляется со своими задачами? – Проблема прежде всего заключается в том, что, к нашему большому сожалению, за более чем 15 лет деятельности в Москве упомянутое управление не оправдало возложенного на него доверия не только властей, но и простых мусульман: мечети не построены, хотя власти выделяли участки, проблемы мусульман не решены, зато порождены десятки скандалов, самый обидный из которых для нас связан с перестройкой Соборной мечети Москвы, являющейся исторической и архитектурной ценностью для московских мусульман. Все это подтолкнуло ЦДУМ к возобновлению деятельности в столичном регионе. Надо сказать, что мы встретили полное понимание со стороны московских властей. Во время недавнего визита Дмитрия Медведева в Уфу состоялось представление муфтиев ЦДУМ президенту, в том числе и меня как нового главы столичных мусульман. Президент пожелал мне плодотворной работы. Кстати, начиная с 2005 года на меня фактически уже были возложены обязанности представителя ЦДУМ по Центральному региону России. Так что муфтият у нас не новый, а если обратиться к истории, то мусульмане Москвы уже 222 года входят в сферу ответственности ЦДУМ, старейшей мусульманской организации России. – Чем же деятельность вашей организации будет принципиально отличаться от ранее образованных? – Мы будем вести созидательную, а не скандальную деятельность. Мы не будем заигрывать с радикалами и экстремистами и терпеть их в своих мечетях. Мы не будем никого оскорблять и разжигать внутриисламскую и межрелигиозную рознь, дискредитируя ислам. Да, нам придется непросто – ситуация с исламом в Москве сильно запущена, но мы, опираясь на исторический опыт ЦДУМ, постараемся ее исправить. Конечно, можно пиариться во всех СМИ, предлагая заведомые прожекты: снятие крестов с герба или полумесяцев с крестов, превращение православных храмов в мечети, создание псевдомусульманских телеканалов и параллельных структур, проведение «общеевропейских» конференций сомнительного характера, – а можно просто спокойно делать свое созидательное дело. Уверен, что мусульмане должны быть хранителями, а не возмутителями спокойствия. Ни для кого не секрет, что в Москве не хватает мечетей, их возведение – вопрос не одного дня. Мы предполагаем арендовать помещения, например спорткомплексы, для проведения миротворческих акций, национальных форумов, самых значимых религиозных праздников и богослужений. Во время праздников людей можно вывозить за город, как это часто делается за рубежом. Это решит проблему толчеи, пробок и избавит жителей от недовольства жертвоприношением животных в общественных местах на Курбан-байрам, которое они ранее неоднократно выражали. Мы намерены начать совместные проекты с Федеральной миграционной службой, выстроить тесный диалог с лидерами национальных организаций, диаспор, помогать им взаимодействовать с местными властями. – Что означает взаимодействие с ФМС? Помощь в выявлении нелегальных мигрантов? – Нет, мы хотим подписать соглашение с ФМС и помогать прежде всего в адаптации тех наших единоверцев, которые к нам прислушиваются, к современным реалиям жизни страны, чтобы их права не были ущемлены, но и их приезд не причинил ущерб нашей стране.– Представители вашей централизованной религиозной организации много говорят о том, что нужно отделять представителей экстремистских течений от традиционных, умеренных мусульман, настроенных на диалог. Есть ли рецепты того, как это следует делать, у ЦДУМ, конкретно у его Московского муфтията? – Рецепт один во все времена – просвещение. Просвещение с детских лет. Я думаю, нужно этот вопрос ставить и перед Москвой. Ведь радикальные настроения у людей возникают тогда, когда есть некая оппозиция, непонимание и когда некоторые люди в угоду своим личным амбициям используют протестные чувства обиженных. Здесь очень важно выстроить конструктивный диалог на уровне власти с другими религиозными общинами. Мусульмане сами должны идти навстречу последователям иных вероучений. Поэтому радикальных мер по отношению к оппозиционным группам мы не предлагаем. Просто предлагаем учитывать эту действительность и вести нашу общую работу. В Москве мы видим, что здесь очень мало действующих мечетей, и возникают официальные и неофициальные общины, которые собираются на богослужения в частных квартирах. Что там проповедуют? Страшно представить. Поэтому необходимо строить новые мечети, за деятельность которых мы сможем в полной мере отвечать. – Есть ли у вас уже сейчас свои мечети или молельные дома и сколько их? – Сейчас в Москве, в Отрадном, действует религиозный центр, который называют «Малым Иерусалимом». Там функционируют мечеть, православный храм и синагога. Это пример межрелигиозной терпимости. Молельное помещение имеется при резиденции ЦДУМ на улице Касаткина. Также несколько молельных домов находятся в Подольске в Домодедовском районе. Москве, безусловно, нужны новые мечети. Строить их в согласованном порядке необходимо. Думаю, что в обозримом будущем можно будет поставить вопрос о возвращении ЦДУМ старейшей в Москве Исторической мечети на Большой Татарской улице. Имам Махмуд Велитов, возглавляющий приход «Байтуллах» по данному юридическому адресу, обратился к ЦДУМ с такой просьбой. Совершенно очевидно также, что необходим крупный исламский культурный центр, поскольку в столице много мусульман и среди коренного населения, и среди приезжих, включая сотрудников дипмиссий. Я думаю, что такой центр будет очень востребован. Кроме того, мы планируем открыть учебное заведение, и в сфере исламского образования сегодня для ЦДУМ востребован опыт Центральной Азии, в частности Бухары. В наших планах также строительство мусульманской гостиницы, нескольких мечетей в разных округах столицы на одну-две тысячи человек и еще нескольких мечетей в ближайшем Подмосковье. Это позволит в том числе разгрузить центральные мечети Москвы, особенно в главные исламские праздники. Помимо этого, мы ведем диалог с московскими властями на тему выделения участка под возведение центральной Соборной мечети столицы и резиденции ЦДУМ. – Будут ли в новой Соборной мечети и других мечетях, которые собирается построить ЦДУМ, работать приглашенные имамы, преподаватели из-за границы, допустим, граждане Турции, Саудовской Аравии? – Нет, сегодня мы в этом совершенно не нуждаемся. Мы с большим почтением и уважением относимся к исламскому богословию, которое существует в Турции, Саудовской Аравии и других странах. Но сегодня уже есть подготовленные на хорошем уровне имамы в нашей стране и молодые специалисты, которых мы готовы привлечь. Кадровое управление ЦДУМ предоставило нам список кандидатов, и мы будем выбирать, кого из молодых людей продвигать на эту работу. – Все мы помним недавний скандал с попыткой построить мечеть в Текстильщиках. Москвичи выступили против этих планов. Как вы собираетесь решать подобные вопросы? – Считаю, что новые мечети в Москве построить вполне реально, вот только нужно подходить к этому вопросу профессионально, а не надеяться, что всю работу за тебя выполнят чиновники. Если местные жители будут против строительства, то нужно услышать их аргументы и по возможности пойти им навстречу. «Мусульманин – тот, от рук и языка которого не страдают другие», – говорил Пророк Мухаммад (с.г.в). Мы помним, как Патриарх Алексий II поддержал строительство мечети традиционных мусульман Северного Кавказа около мусульманского кладбища, думаю, что и Патриарх Кирилл не откажет нам в поддержке. Одобрение Церкви, кстати, сразу снимет все спекуляции на предмет того, что любая новая мечеть якобы станет центром подготовки террористов. Уверен, что проблему мечети в Текстильщиках можно было решить цивилизованным путем – путем спокойного обсуждения, найдя общий язык с местными жителями. И вообще-то, по правде сказать, мечети в Москве строить не давали отнюдь не местные жители и нерадивые чиновники, а совершенно конкретные мусульманские деятели, которые не хотели иметь конкурентов. Так, в частности, были заблокированы два крупных проекта, предложенных ЦДУМ. – На страницах нашего издания развернулась дискуссия о том, что традиционный ислам должен быть лоялен не только к государству, но и к Русской Православной Церкви. Вы согласны с этим мнением? – Мне кажется, что это вполне разумный подход. Мы с РПЦ веками жили в мире и взаимоуважении. Надеемся и впредь продолжать мирное сосуществование и эффективное взаимодействие. Я бы сказал больше: в мусульманских странах, например, традиционность христианских Церквей во многом определяется их отношением к исламскому большинству. И с древними Православными Церквами там живут в мире. – Каким образом вы планируете привлечь на свою сторону московских мусульман? – Созидательной работой на благо ислама и России. Большая часть московских мусульман и всего столичного региона и без того отдают свои предпочтения ЦДУМ, считая своим духовным лидером и наставником Талгата хазрата Таджуддина. Особенно это касается татарской и башкирской общин, интересы которых в последнее время серьезно ущемлялись. Думаю, первым проектом помощи московским татарам и башкирам будет спасение Соборной мечети на проспекте Мира. Это не только памятник архитектуры, но и историческая реликвия – духовный символ татарской общины. Уверен, что сохранение первозданного облика этой мечети – дело чести московских мусульман, и они не позволят делать из старинной мечети новодел. – Что представляют собой верующие мусульмане Москвы? По некоторым сведениям, в последнее время ситуация осложнилась тем, что изменилась демографическая ситуация. Если исторически основу мусульманской общины Москвы составляли прежде всего представители татарского народа и в какой-то мере башкирского, то сейчас все больше и больше в столицу прибывает выходцев из Центральной Азии. Возможно даже, что они уже составляют большинство верующих прихожан различных мечетей. – Мы не делим мусульман по национальному признаку. Верующие люди равны перед Богом. Исторически так сложилось, что Центральное управление мусульман России вело свою деятельность именно с татарами, башкирами, с народами Поволжья и Урала. Но сегодня картина немного иная. Мы знаем, что в Москве живут несколько сот тысяч татар, которые тоже нуждаются в духовном окормлении. У нас с ними налажен диалог. В то же время в столице проживают мусульмане из Центральной Азии и других регионов, в том числе с Северного Кавказа. Мы учитываем эти особенности, думаем над этим. Возможно, у нас будут имамы – выходцы из этих республик, которые будут работать именно со своими земляками. Нас радует, что в Центральной Азии и Поволжье одна духовно-правовая школа, и, например, если брать Узбекистан (Бухару), у нас очень старые связи с местными мусульманами. Татарское духовенство получало образование в Центральной Азии, и, к чести Бухары, надо сказать, что никогда эти медресе не готовили радикалов и экстремистов. Поэтому мы с уважением к ним относимся. Но тем не менее мы хотим показать тот здравый опыт взаимодействия татаро-русского и христианско-мусульманского диалогов в Москве. Это именно тот хороший пример, который татары на протяжении столетий показывали единоверцам. Сегодня нужно помочь и мигрантам-мусульманам адаптироваться к российской действительности, устраивать площадки для общения с коренными жителями нашей страны, с властями, чтобы учитывались и их права, но не в ущерб россиянам. – Что делать с разным менталитетом москвичей и приезжих? Постарайтесь прямо сейчас доказать москвичам, что мигранты – не «оккупанты» и «захватчики», а мусульманам необходимо почтительно обращаться с русскими женщинами вне зависимости от длины юбок. – Попытаюсь. Приезжие мусульмане очень разные, и преобладают среди них приличные люди, покинувшие свои дома из-за крайней нужды. Предки многих из них принимали эвакуированных москвичей в своих домах, и это дает им право ожидать ответного понимания. Ну а с теми, кто едет в Москву не зарабатывать честным трудом, а за легкой наживой и другими не богоугодными делами, разговор должен быть короткий. И вести его должны не духовные лидеры, а сотрудники правоохранительных органов, которые тоже при желании могут быть гораздо более убедительными. Что касается расхождения во взглядах на те или иные вещи, то, как сказал Дмитрий Медведев на заседании Госсовета в Уфе, Россия – это наше общее культурное пространство, и мы должны вместе культивировать единые основополагающие правила уважительного отношения ко всем членам общества, а при необходимости и требовать их неуклонного соблюдения. – В Москве межрелигиозные конфликты возникали не только в связи со строительством мечетей. Поделитесь планами по взаимодействию с другими религиозными общинами? Может ли оно выйти за рамки протокольных встреч и дежурных фраз о необходимости поддерживать мир? – На протяжении многих веков в России сохраняется образцовый межрелигиозный мир, и ЦДУМ активно участвует в его поддержании. По большинству вопросов у нас есть полное взаимопонимание с последователями других традиционных религий, а для разрешения спорных моментов можно использовать площадки Межрелигиозного совета СНГ, Межрелигиозного совета России и их региональных филиалов. В рамках Межрелигиозного совета России недавно создана группа быстрого реагирования для урегулирования межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Мы встречаемся с нашими братьями – православными, иудеями и буддистами – в формальной и неформальной обстановке, а со многими даже дружим семьями. И вместо формальной толерантности у нас царит атмосфера искреннего взаимоуважения и взаимопонимания. Мусульмане ответственны за свой моральный облик перед людьми, исповедующими иные религиозные учения. В Коране есть аят: «Добро и зло не могут быть равны. Так отклони же (зло) добром, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет тебе горячим другом». Мусульмане Москвы для многих – это лицо всех российских мусульман, и это лицо должно быть доброжелательным к немусульманам. Раньше вы были духовным лидером мусульман Республики Чувашия, а сейчас совмещаете эту должность с обязанностями московского муфтия. Вы проживаете в Чебоксарах или в Москве? – В Чувашии налажена эффективная система ДУМ, там проживают 37 тысяч татар, где-то 50 тысяч мусульман. У нас работают 50 мечетей, медресе. Полностью сформирована рабочая команда, назначен мой первый заместитель, казый, ахунд, мухтасибы и помощники, которые адекватно ведут всю деятельность Духовного управления. При необходимости я посещаю республику. Сейчас я три недели в месяц провожу в Москве и одну неделю – в Чувашии. Если возникнет необходимость, чтобы я все время пребывал в Москве, этот вопрос будет поставлен на повестку дня. НГ-религии 16.03.11
15 марта в Кремле Государственный Советник РТ, Председатель Попечительского Совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры РТ Минтимер Шаймиев провел совещание по вопросом строительства Памятного знака в честь официального принятия ислама волжскими булгарами в 922 году и Памятного знака в честь сахабов -сподвижников пророка Мухаммада (с.г.с.) в древнем городе Болгар.
Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов считает недопустимым запрет ношения мусульманками платков.
На прошедшем в Казани 13 марта заседании IV Пленума ДУМ РТ были выбраны официальные кандидатуры на пост муфтия республики. Ими стали и. о. председателя ДУМ РТ Ильдус Файзов, имам-хатыб мечети "Султан" Камиль Бикчантаев и имам – мухтасиб Зеленодольского района Габдельхамит Зиннатуллин, сообщает пресс-служба ДУМ РТ.
Муфтият Татарстана надеется, что мер г.Москвы С.Собянин не допустит сноса Московской Соборной мечети
Духовное управление мусульман Татарстана надеется, что мэр Москвы Сергей Собянин не допустит снос или реконструкцию московской Соборной мечети, включенную общественным движением "Архнадзор" в список памятников архитектуры.
Дорогие женщины Чувашской Республики!
В пятницу лидеры российского движения за народную трезвость Александр Маюров и Владимир Жданов посетили резиденцию председателя Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина.