Жизнь махалли
Георгий Победоносец, известный в христианстве как великомученик, чтимый за духовную силу и чудеса, занимает особое место и в исламской традиции. Здесь он упоминается под именем Джарджис (араб. جرجيس), почитаемый как праведник (вали), приближённый к Аллаху благодаря преданности вере и стойкости в испытаниях. Его история, сохранившаяся в арабских источниках, отражает универсальную борьбу за истину и торжество веры над тиранией.
Жизнь Джарджиса: испытания и триумф
Согласно исламским преданиям, Джарджис был состоятельным торговцем из Палестины, последователем пророка Исы (Иисуса). Отправившись в город Мусил (ныне Мосул, Ирак), он столкнулся с жестоким правителем Заданахом, насаждавшим поклонение идолу Афлуну. Возмущённый притеснениями верующих, Джарджис открыто выступил против тирана: «Как можно поклоняться бездушному идолу, лишённому силы, воли и разума?» За это его подвергли чудовищным пыткам. В течение семи лет Заданах четырежды казнил праведника, но Всевышний каждый раз воскрешал его, являя Своё могущество. В последний раз Джарджис погиб, обратив многих горожан в истинную веру, а деспотичный царь был свергнут.
Память сквозь века: святыни Джарджиса
Сирия: Мар-Джирджис Хумайра — древнее место паломничества, где, по преданию, произошла битва Джарджиса со змеем, аналогичная христианскому «Чуду о Змее».
Ирак: Мечеть Джарджиса в Мосуле (XIV век), разрушенная в 2014 году, — по легендам, место его последней казни.
Палестина: В Иерусалиме места, связанные с именем святого, сохранились в мечетях Куббат ас-Сахра и аль-Акса, а в Наблусе — баня, где он совершал омовение.
Всадник на гербе: мост между религиями
Георгий Победоносец, изображённый на гербе России, на официальной символике г. Москвы, а также Московской области, как всадник, поражающий дракона, — символ, объединяющий и христиан, и мусульман.
В исламе Джарджис олицетворяет стойкость, справедливость и покорность Единому Творцу. Этот образ становится объединяющим, напоминая о общих ценностях: мужестве, защите слабых и верности идеалам.
Герб России, включающий фигуру Георгия Победоносца, подчёркивает не только историческую преемственность, но и духовное единство народов.
В эпоху разобщённости такой символ особенно важен: он призывает к взаимному уважению и напоминает, что сила общества — в способности находить общее сквозь различия. Джарджис-Георгий остаётся вечным свидетельством того, что вера, честь и справедливость не знают границ.
В Исламе семья занимает особое место, являясь основой здорового общества. Брак между мужчиной и женщиной – это не просто союз двух людей, а милость от Аллаха, основанная на взаимной любви, уважении и милосердии.
Любовь и Верность – Основа Семьи
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Лучшие из вас – те, кто лучше всех относится к своим жёнам» (ат-Тирмизи). В Исламе супружеские отношения строятся на доверии, заботе и выполнении обязанностей перед Аллахом и друг перед другом. Муж и жена должны быть терпеливыми, прощающими и поддерживающими, ведь семья – это крепость, защищающая от грехов и соблазнов.
Воспитание Детей – Долг Родителей
Ислам уделяет большое внимание воспитанию детей в духе богобоязненности, уважения к старшим и трудолюбия. Родители обязаны дать детям не только материальное обеспечение, но и духовные знания. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждый из вас – пастырь и каждый ответственен за свою паству» (аль-Бухари, Муслим).
День Любви, Семьи и Верности
В наши дни, когда традиционные ценности подвергаются испытаниям, особенно важно укреплять институт семьи, основанный на исламских принципах. Любовь, верность, взаимопонимание и терпение – вот что делает семью крепкой.
Семья в Исламе – это дар от Аллаха, который нужно беречь. Пусть каждый мусульманин стремится создать крепкую семью, основанную на вере, любви и взаимном уважении, чтобы будущие поколения росли в благочестии и гармонии.
«Среди Его знамений – то, что Он создал для вас из вас самих жён, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей, размышляющих» (Коран, 30:21).
Муфтий Московской области
Дауд Хазрат Мухутдинов
Дорогие братья и сестры!
В этот благословенный день – День Ашура, 10-го числа месяца Мухаррам, сердце каждого верующего наполняется особым чувством благодарности Всевышнему за Его милость и мудрость.
Ашура – это день великих исторических событий, ниспосланных нам как напоминание о величии Всевышнего. В этот день:
Аллах даровал спасение пророку Мусе (Моисею) и сынам Исраила от фараона;
покаяние пророка Адама было принято;
Нух (Ной) и его последователи обрели спасение после Потопа.
Дорогие единоверцы! Пусть этот день станет для нас уроком стойкости, милосердия и единства. Давайте помнить о важности взаимопомощи, прощения и благочестия. Совершим благие дела, помянем Аллаха, поможем нуждающимся и укрепим узы братства.
Пусть Всевышний примет наши молитвы, посты, простит грехи и дарует мир и благополучие нашей умме!
Муфтий Московской области
Дауд Хазрат Мухутдинов
5 июля 2025 г.
10-й день месяца Мухаррам называют днем Ашура (от слова «ашара», что означает «десять»). Месяц Мухаррам является одним из высокочтимых, священных для мусульман месяцев. А самым ценным днём месяца Мухаррам является Ашура.
В 2025 году день Ашура выпадает на 5 июля.
В день Ашура, а также в предыдущий (9 Мухаррам) или в следующий (11 Мухаррам) дни желательно (суннат) соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяний (садака) в день Ашура Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд.
В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.
На этот день приходится сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама, (мир ему). (Утверждение, что в этот день созданы Небеса и Земля, может показаться логически бессмысленным, если исходить из того, что небесные тела первичны, а периоды их движения вторичны. На самом деле всё обстоит наоборот – периоды первичны, а небесные тела вторичны).
Светопреставление (конец света) также наступит в день Ашура.
На день Ашура приходятся также переселение Адама, благословение ему в Раю и принятие от него покаяния. На день Ашура приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками. В этот день корабль Нуха (Ноя), благословение ему, причалил к горе Джуди после Потопа; родился пророк Ибрахим, благословение ему; вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, благословение им; спаслись пророки Ибрахим, благословение ему, от огня язычников, Муса, благословение ему, и его последователи — от преследования, и утонул фараон; Юнус, благословение ему, вышел из чрева рыбы; произошло исцеление от болезней Аюба, благословение ему; встретился с сыном Якуб, благословение ему; Сулейман, благословение ему, стал царём; Юсуф, благословение ему, вышел из тюрьмы.
Молитва, читаемая в день Ашура
Сначала 70 раз читают следующую молитву:
حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ
«Хасбуна Ллаху ва ни’ма ль-вакиль ни’ма ль-мавля ва ни’ма ннасир» (70 раз).
Затем 7 раз читают эту молитву:
بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَنِ الرَّحِـيمِ
حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِيرٌ
سُبْحَانَ اللهِ مِلْءَ الْـمِيزَانِ وَمُنْتَهىَ الْعِلْمِ وَمَبْلَغَ الرِّضَى وَزِنَةَ الْعَرْشِ لاَ مَلْجَاءَ وَلاَ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ إِلاَ إِلَيْهِ سُبْحَانَ الله عَدَدَ الشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَعَدَدَ كَلِمَـاتِ اللهِ التَّامـَّاتِ كُـلِّهَا، أَسْئَلُكَ (نَسْئَلُكَ) السَّلاَمَةَ بِرَحْمَتِكَ يـآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باِللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ وَهُوَ حَسْبِى (حَسْبُنَا) وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِـيرُ وَصَلَّى الله عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلىَ آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ.
«Бисмилляхи ррахмани ррахим.
Хасбуна Ллаху ва ни’ма ль-вакиль ни’ма ль-мавля ва ни’ма ннасир
Субхана Ллахи мильа ль-мизани ва мунтаха ль-’ильми ва маблага рриза ва зината ль-’арши ля мальджаа ва ля манджаа мина Ллахи илля иляйхи, субхана Ллахи ’адада шшаф’и ва ль-ватри ва ’адада калимати Лляхи ттаммати куллиха, асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахматика я Архама Ррахимина. Ва ля хавля ва ля куввата илля би Лляхи ль-’алиййи ль-’азым, ва хува хасби (хасбуна) ва ни’маль вакиль ни’маль мавля ва ни’ма ннасыр, ва салля Ллаху ’аля саййидина Мухаммадин хайри халкихи ва ’аля алихи ва сахбихи аджма’ина».
Перевод:
«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете – лишь к уверовавшим!
Нам достаточно Аллаха, Он – наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь и лучший, Кто дарует победу (помощь).
Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого, и нет силы, чтобы творить благое (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Его мне (нам) достаточно, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь и лучший, кто дарует победу (помощь).
Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду – лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!»
Лето – время отдыха, путешествий и новых возможностей. Для мусульманина это также прекрасный шанс укрепить свою веру, улучшить характер и принести пользу себе и окружающим. Как же провести летние месяцы так, чтобы они стали благословенными и наполненными смыслом?
- Укрепление связи с Богом
Летом, когда дни длинные, а график часто более свободный, можно уделить больше времени поклонению:
- Чтение Корана – поставьте себе цель прочитать весь Коран или выучить новые суры.
- Ночные намазы (тахаджуд) – теплые летние ночи отлично подходят для дополнительных молитв.
- Зикр и дуа – чаще поминайте Аллаха и просите у Него о своих мечтах и желаниях.
- Семья и родственные связи
Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил: «Лучший из вас – тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Тирмизи). Лето – отличное время для:
- Совместных поездок (халяльный отдых на природе, посещение родственников).
- Воспитания детей – научите их основам ислама и намазу в игровой форме.
- Помощи родителям – уделите им больше внимания, помогите по хозяйству.
- Здоровый образ жизни
Ислам призывает заботиться о своем теле:
- Спорт и активность – плавание, пешие прогулки, игры на свежем воздухе.
- Правильное питание – избегайте переедания, ешьте халяльную и полезную пищу.
- Отказ от вредного – курение, чрезмерное использование гаджетов.
- Благотворительность и помощь другим
Лето – время, когда многие нуждаются в поддержке:
- Садака и закят – помогите бедным, накормите голодных.
- Волонтерство – участие в благотворительных и общественно-полезных проектах.
- Посещение больных – проявление милосердия к тем, кто в трудной ситуации.
- Саморазвитие и полезные знания
- Изучение наук – онлайн-курсы, чтение книг, лекции.
- Изучение языков (арабский для понимания Корана, другие иностранные языки).
- Приобретение новых навыков – рукоделие, ремесла, программирование, все что угодно, что может пригодится в жизни.
- Халяльный отдых и путешествия
Отдых в исламе не запрещен, если он не сопряжен с запретными действиями (алкоголь, разврат и т.д.):
- Поездки в по стране и миру (посещение мечетей, исторических мест).
- Отдых на природе – пикники с семьей, соблюдая этику и экологию.
Лето – это дар от Аллаха, и мусульманин должен использовать его с пользой. Сочетайте отдых с поклонением, заботой о близких и саморазвитием, чтобы эти месяцы принесли вам благословение в обоих мирах.
Пусть ваше лето будет наполнено добрыми делами и искренним служением Всевышнему!
Муфтий Московской области
Дауд хазрат Мухутдинов
Заключать акт бракосочетания и проводить свадьбу или сватовство можно в любое время года, кроме случая, когда непосредственные участники акта бракосочетания находятся в фактическом состоянии ихрама (вступили в паломничество). Следовательно, для мусульман нет ограничений при выборе времени для заключения никаха и проведения свадьбы.
Доводом в пользу дозволенности этого является отсутствие в шариате указания на его запрет. Ведь шариатское правило, относительно которого имеется единогласие среди учёных-богословов, гласит, что по умолчанию в обычных делах действует принцип дозволенности, если в источниках шариата нет указания на их запрет.
Имам Ас-Суюти в своей книге «Аль-Ашбах ва ан-назаир фи каваид аль-фикх аш-шафи‘ия» пишет об этом следующее:
«Основой всякой вещи/дела является дозволенность, пока довод (далиль) не укажет на его запрет».
Следовательно, если в Священном Коране, Сунне Пророка ﷺ, иджме (единогласном решении учёных Ислама), киясе (вынесении решения по аналогии), в словах сахабов и табиинов нет ничего, что указывает на запрет жениться в месяце Мухаррам, то по шариату относительно этого вопроса выносится решение о дозволенности.
Также учёные-богословы единогласны относительно дозволенности жениться и проводить свадьбу в месяце Мухаррам. Как минимум они единогласны в молчании относительно запрета этого, ибо мы не можем найти среди ранних и поздних учёных из числа сахабов, табииинов, имамов мазхабов и их последователей до наших дней ни одного учёного, который считал бы запретной или хотя бы нежелательной женитьбу, сватовство или проведение свадьбы в месяце Мухаррам.
Месяц Мухаррам является одним из высокочтимых месяцев Всевышнего Аллаха, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в вышеприведённом хадисе сказал: «После месяца Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха Мухаррам».
Поэтому месяц, который Всевышний приписал себе и пост в котором сделал вознаграждаемым выше, чем в другие месяцы, достоин того, чтобы в нём искали баракат в делах бракосочетания, а не боялись женитьбы и других мероприятий, связанных с ней.
Хафиз Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая в ан-нихая» пишет следующее:
«Имам Аль-Байхаки передал из книги "Аль-Ма‘рифа" Абу ‘Абдуллаха ибн Мандаха, что ‘Али ибн Абу талиб (да будет доволен им Аллах) женился на Фатиме (да будет доволен ею Аллах) через год после хиджры и привёл её в свой домой через год после этого. Из этого вытекает, что супружескую жизнь с ней он начал в начале третьего года по мусульманскому летоисчислению».
Можно привести и другие мнения учёных по этому вопросу, но очевидно, что ни один учёный не считал запретной женитьбу и проведение свадьбы в месяце Мухаррам, и этого достаточно, чтобы считать дозволенной свадьбу в месяц Мухаррам. Поэтому воздерживаться от женитьбы в месяц Мухаррам неправильно.
28 июня 2025 года в Коммунарке, на территории будущего Межрелигиозного духовного культурно-просветительского центра, прошёл грандиозный Сабантуй Дружбы и Единства — событие, ставшее символом национального согласия, межконфессионального диалога и культурного многообразия России. Организаторами праздника выступили Духовное собрание мусульман России, Правительство Москвы, Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, а также правительства Татарстана, Башкортостана и Мензелинский район Республики Татарстан. Для гостей воссоздали аутентичные башкирские и татарские деревни: все элементы декора и интерьера были специально привезены из регионов, чтобы москвичи и гости столицы смогли полностью окунуться в атмосферу национального праздника. С самого утра гостей встречали в традиционных татарских костюмах с хлебом-солью и чак-чаком, а праздничное настроение создавал баян. Волонтёры помогали с навигацией, аниматоры и мастера декоративно-прикладного искусства вовлекали в творческие активности, знакомили с историей Сабантуя и ключевыми объектами праздника.
Праздничный день начался с круглого стола «Милосердие в России: Единство в служении Отечеству», организованного Духовным собранием мусульман России совместно с Общественной палатой РФ. Участниками обсуждения стали ветераны специальной военной операции, высокопоставленные религиозные лидеры — представители православия, ислама, иудаизма и буддизма, военное духовенство, руководители общественных организаций, эксперты в области социологии и истории. Заседание началось с минуты молчания в память о павших защитниках Отечества. В числе выступающих были председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных, межрелигиозных отношений и миграции Владимир Зорин, глава Духовного управления мусульман РТ, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, главный советник Администрации Президента РФ Александр Терентьев, представители Департамента национальной политики Москвы, командиры подразделений Росгвардии, председатель Общественной палаты Татарстана Зиля Валеева, муфтии из разных регионов, представители Русской Православной Церкви, буддийской и иудейской общин.
Глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Москвы Альбир хазрат Крганов, в своём выступлении подчеркнул, что милосердие всегда было характерной чертой российского общества, и сегодня особенно востребовано в условиях проведения специальной военной операции. Он отметил: «Сегодня для реализации этой задачи на базе Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции „Защитники Отечества“ складывается уникальная государственно-общественная система социальной работы с участниками СВО и членами их семей. Свой вклад в это дело вносят и религиозные объединения». Муфтий подчеркнул важность единства всех структур общества — органов власти, религиозных организаций, бизнеса и общественности — в организации комплексной реабилитации участников СВО и поддержки их семей, а также необходимость опираться на многовековой опыт социального служения традиционных религий. «Потенциал Ислама как мировой религии мира, любви, добра и справедливости направлен на укрепление человека в вере и его духовно-нравственное совершенствование, на воспитание в духе любви и уважения к людям», — отметил Крганов, добавив, что социальное служение и милосердная практика являются приоритетными направлениями деятельности ДСМР. В разных регионах страны регулярно оказывается гуманитарная помощь мобилизованным, добровольцам и их семьям, организуются посещения лечебных учреждений для поддержки раненых военнослужащих, а приходы становятся местом эффективной духовной и социальной поддержки нуждающихся.
На торжественной части открытия Сабантуя Дружбы и Единства с приветственными словами к организаторам и гостям праздника обратились Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан — Полномочный представитель Республики Татарстан в Российской Федерации Равиль Ахметшин, который зачитал приветствие от Раиса Республики Татарстан Р.Н. Минниханова, Государственный Советник Татарстана М.Ш. Шаймиев, направивший свое видеоприветствие, начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Евгений Владимирович Ерёмин, заслуженный тренер России и общественный деятель Ирина Александровна Винер, представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве, Дид Хамбо лама Содномдоржиев Даши-Нима Владимирович, а также глава Мензелинского муниципального района Татарстана Айдар Салахов.
Далее, в рамках Сабантуя Дружбы и Единства прошла масштабная презентация проекта Межрелигиозного духовного культурно-просветительского центра, которую провёл Московский архитектурный институт. Презентация сопровождалась 3D-визуализациями, макетами и голографическими проекциями. Глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Москвы Альбир хазрат Крганов отметил, что этот центр станет символом многовекового цивилизационного пути страны. Здесь будут созданы учебно-образовательные, медицинские, научно-культурные и музейные кластеры с православным храмом, мусульманским комплексом, синагогой со школой и буддийским храмом. Архитектурный ансамбль объединит четыре религиозных комплекса — православный, исламский, иудейский и буддийский, которые гармонично впишутся в единую парковую зону с набережной, ротондами, летним театром, мостами, монументальными композициями и общественными пространствами. Центр станет не только местом для молитвы, но и площадкой для знакомства с историей, культурой и религиозными особенностями народов России, просветительской и образовательной деятельности. В исламской части комплекса появится мечеть с архитектурой, сочетающей древнебулгарские и татарские орнаменты, образовательный и научный центр для лекций, семинаров, курсов по традиционному исламу и межрелигиозному диалогу, культурный центр для выставок и встреч татарской, башкирской и других мусульманских общин, реабилитационный центр для участников СВО, библиотека и музей, а также залы для встреч и межрелигиозного диалога. Председатель экспертного совета при патриархе по взаимодействию с исламским миром иеромонах Григорий (Матрусов) отметил: «Разнообразия народов, которое есть у нас в России, более нигде нет, и у нас самая главная и особая миссия поклонения Богу». По его словам, нет другой такой страны, где поклонение Богу в храмах, мечетях и синагогах идёт круглые сутки. Директор проектного центра МАРХИ Алексей Капустин сообщил, что ансамбли исламского, православного, иудейского и буддийского комплексов дополнят архитектурный облик центра, отражая многокультурную Россию.
Строительство центра, по словам муфтия Альбира хазрата Крганова, займёт около трёх-пяти лет. Уже к концу года у трёх религиозных организаций проектная документация будет почти полностью завершена. Муфтий отметил, что финансирование осуществляется за счёт меценатов и бизнесменов, среди которых представители татар, башкир, кавказцев, а также буддийских и еврейских общин. Руководители буддийских регионов совместно с Фондом содействия буддийскому образованию ведут серьёзную подготовительную работу. Еврейские бизнесмены Год Нисанов и Герман Захарьяев обсуждают финансирование синагоги, школы и музея Холокоста. Православная часть, по предварительным договоренностям, может быть реализована при участии депутата Госдумы, советника мэра Москвы и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по строительству Владимира Ресина, который курирует проекты строительства храмов в Москве. По словам Крганова, подход к строительству центра серьёзный, и все участники разделяют общее желание создать уникальный центр мировых религий в Новой Москве.
В течение всего дня на Сабантуе работала масштабная культурная и спортивная программа. На главной сцене выступали ансамбль песни и танца Татарстана, звёзды татарской эстрады, фольклорные коллективы, артисты Мензелинского драматического театра, коллективы Московского государственного института культуры, башкирские ансамбли. Ведущие вели диалог на двух языках, рассказывая о традициях Сабантуя, истории песен и вовлекая зрителей в интерактивные активности. Хедлайнером концерта стала Ильмира Нагимова. На тематических площадках были организованы мастер-классы по резьбе по дереву, кожаной мозаике, вышивке, ювелирному искусству, показы старинных и современных национальных костюмов, дегустации халяльной продукции, мёда, чак-чака, губадии и других блюд. Прошли выставки, посвящённые 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, выставка картин, национальных костюмов. Это подчёркивало связь поколений, уважение к подвигу народа и сохранение памяти о героизме.
На спортивной арене развернулись поединки по национальной борьбе на поясах, богатырские игры, перетягивание каната, эстафеты, бой мешками на бревне, бег с яйцом в ложке, лазанье на столб за призом и бой горшков. Особое внимание привлёк турнир по борьбе на поясах, победителем которого стал Марат Усманов. В качестве приза ему вручили семилетнего коня по имени Коач, породы русская верховая тёмно-гнедая — эта традиция уходит корнями в глубину веков. Занявшие второе и третье места были награждены ценными подарками. Сабантуй также включал анимационные шоу с участием сказочных героев, мастер-классы по изготовлению традиционных татаро-башкирских игрушек, детский фестиваль «Шэкертлэр бэйрэме», анимацию с героями русских, татарских и башкирских сказок, аквагрим с национальными узорами, командные игры народов Поволжья, конкурс рисунка, батутную зону, шоу мыльных пузырей и мастер-классы по изготовлению традиционных игрушек. Для всей семьи работали ярмарочные ряды с национальными сладостями, бесплатным травяным чаем, сувенирами ручной работы, тюбетейками, ичигами, украшениями и текстилем с вышивкой.
Праздник завершился благодарственными словами организаторов, вручением призов победителям спортивных и детских конкурсов, совместным исполнением известной песни о дружбе и Родине артистами и зрителями. Муфтий Москвы Альбир хазрат Крганов отметил: «Сабантуй в Коммунарке — это не только национальный праздник, но и масштабное событие, объединяющее представителей всех народов и конфессий России, символизирующее дружбу, добрососедство, уважение к традициям, преемственность поколений и единство российского народа. Праздник стал важной частью культурной идентичности татар и башкир, а также других народов, связанных с исконно русской культурой, и сегодня является свидетельством дружбы и взаимопонимания между народами нашей страны. Сабантуй даёт возможность каждому почувствовать себя частью большой семьи, поучаствовать в играх, состязаниях, насладиться творчеством, познакомиться с историей и культурой, а главное — унести с собой тёплые воспоминания о встречах с друзьями, земляками и единомышленниками».
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
Хотя пост в месяц Мухаррам не является обязательным, тем не менее, тот, кто постится в эти дни по своей собственной воле и по своему выбору, удостоиться довольства Всевышнего. От Абу Хурайры (да будет Господь доволен им) сообщается, что Пророк ﷺ сказал о достоинстве поста в месяце Мухаррам: «После месяца Рамадан лучшим для поста является месяц Аллаха – Мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательной является ночная молитва (тахаджуд)» (хадис привёл имам Муслим).
В хадисе говорится, что Мухаррам – это месяц Аллаха. Это не значит, что другие месяцы не принадлежат Аллаху, это только указывает на достоинство Мухаррама и важность благодеяний в нём.
Учитывая, что Аллах оставил соблюдение поста между Собой и рабами и выделил пост среди всех духовных стараний, так же, как связал со Своим именем месяц Мухаррам, будет подходящим посвятить этот месяц именно этому виду богослужения (то есть посту).
Соблюдение поста – тайна между рабом и Господом. Об сообщается в священном хадисе, приводимом имамом аль-Бухари:
Передают со слов Абу Хурайры (да будет Господь доволен им, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Любое дело сына Адама делается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он – ради Меня, и Я воздам за него"».
Пророк Мухаммад ﷺ также сказал: «Постящийся получает две радости: одну – когда открывает пост, а другую – когда встречается со своим Господом» (хадис привёл имам Муслим).
О достоинстве месяца Мухаррам и дня Ашура
Завершился 1446-й год по Хиджре и наступил новый 1447 год. Эта дата важна для того, чтобы мы могли оценить самих себя и свои поступки. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Отчитывайте себя, пока вас не отчитали, и взвесьте свои деяния, пока вам их не взвесили». Нужно проанализировать поступки прошедшего года, раскаяться в содеянных грехах с твёрдым намерением больше к ним не возвращаться. Наступивший месяц Мухаррам, являющийся первым месяцем мусульманского календаря нового года, должен пройти в поклонении Всевышнему Творцу – это даст силы, иншааллах, и остальные месяцы провести, тоже делая хорошие запасы благих дел для мира иного.
Имам Газали в книге «Ихьйя» пишет: «Если провести месяц Мухаррам в поклонении, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года». За благие деяния в месяце Мухаррам Аллах щедро вознаграждает Своего раба, особенно за соблюдённые посты. В хадисе сказано: «После месяца Рамадан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам» (имам Муслим, № 1163).
Имам ан-Насаи в своём сборнике пишет, что Абу аз-Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), какая ночь лучше и какой месяц самый достойный, и Пророк (мир ему и благословение) ответил, что лучшая ночь – это её середина (то есть в каждой ночи есть благо – в её середине), самый достойный месяц – это месяц Аллаха, который называется Мухаррам».
Учёные комментируют, что самым достойным месяцем Мухаррам считается после месяца Рамадан. Ещё считается достоинством месяца Мухаррам, что в нём есть день Ашура, который приходится на десятое число Мухаррама. Это день, когда Аллах спас Пророка Мусу (мир ему) и его народ, день, когда утонул Фараон. За соблюдение поста в этом месяце и особенно в день Ашура награда очень велика. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшим постом после Рамадана является пост в месяц Аллаха Мухаррам» (имам Муслим, № 1982).
Достоинство дня Ашура
Пост в этот день смывает грехи прошедшего года. Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передаёт, что у Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в день Ашура, и он ответил: «Смывает грехи ушедшего года» (имам Муслим, № 2804). Кази Йияз сказал: «В хадисе подразумевается прощение малых грехов, но не больших. Таков путь ахлю сунны. Большие грехи смываются покаянием или милостью Аллаха» (см. в книге «Аль-Маджму шархуль мухаззаб», № 431/6).
Пророк (мир ему и благословение) выделял этот день. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение) страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим ему предпочтение перед любым другим днём, нежели в этот день Ашура» (имам Бухари, №1867).
В Торе написано, что тот, кто подаст милостыню в день Ашура, подобен тому, кто дал всем просящим. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто будет щедрым для своей семьи в день Ашура, для него Аллах будет щедрым до окончания этого года» (имам Байхаки). По поводу этого хадиса ибн Уяйна (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы это пробовали то ли пятьдесят, то ли шестьдесят лет и не видели ничего кроме добра» (см. в книге «Лятаифуль Маарифлиль-Ханбали», стр 42).
Как лучше соблюдать пост?
Самый лучший вариант – это соблюдать пост девятого, десятого и одиннадцатого числа. Учёные считают, что это самый лучший и полноценный способ, потому что в некоторых версиях хадиса говорится: «Соблюдайте пост за день Ашура и после Ашура». Кто будет соблюдать пост таким образом, на его счету соблюдённых постов окажется на день больше, ведь соблюдение поста в этом месяца достойнее, чем в остальных, не считая месяц Рамадан. В соблюдении поста таким способом есть успокоение для души и твёрдая убеждённость в том, что, если даже возникнут противоречия относительно видения луны, у человека, соблюдающего пост три дня, день Ашура не пропадёт.
Намерение делается так: «Я намереваюсь соблюдать желательный пост в день Ашура ради Аллаха». Если у человека есть посты, которые он обязан возместить, то ему следует сделать намерение только на возмещение постов, к примеру: «Я намереваюсь возместить пост месяца Рамадан такого-то года ради Аллаха».
Молитва, читаемая в день Ашура
Сначала 70 раз читают следующую молитву: «Хасбуналлаху ванигмаль вакилю нигмаль мавля ванигма ннасыру». Затем 7 раз читают эту молитву: «Бисмилляхи ррахмани ррахим. Хасбуналлаху ванигмаль вакилю нигмаль мавля ва нигма ннасыру. Субханаллахи мильаль мизани ва мунтахаль ильми ва маблага риза ва зинаталь арши ля мальджаа валя манджаа миналлахи илля иляйхи субханаллахи адада шшафъи вальватри ваадада калимати лляхи ттаммати куллиха асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахматика я архама ррахимина. Валя хавля валя куввата илля билляхиль алиййиль азыми вахува хасби (хасбуна) ванигмаль вакилю нигмаль мавля ванигма ннасыру васалляллаху аля саййидина Мухаммадин хайри халкихи ва аля алигьи васахбихи аджмаина».
Перевод:
«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, а на том свете – лишь к уверовавшим! Нам достаточен Аллах, Он – наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь). Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого, и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь)».
Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду – лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!
Дорогие братья и сестры!
От всего сердца и с чувством глубокой духовной радости обращаюсь к вам в эти особые, благословенные дни, когда милостью Всевышнего Аллаха мы встречаем начало нового 1447 года по мусульманскому летоисчислению – год Хиджры.
Первый день священного месяца Мухаррам – это не просто смена дат в календаре. Это символ обновления, напоминание о событии ставшим точкой отсчета для нашей уммы – переселении (Хиджре) Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников из Мекки в Медину.
Вступление в новый год Хиджры – это драгоценный дар и возможность, дарованная нам Всевышним.
Это время для искреннего покаяния (тауба), глубокого осмысления пройденного пути и благочестивых намерений на будущее. Давайте спросим себя:
- Укрепились ли мы в своей вере и богобоязненности за прошедший год?
- Стали ли мы добрее, милосерднее и справедливее по отношению к своим семьям, соседям, братьям и сестрам по вере и всем людям, среди которых мы живем?
- Принесли ли мы реальную пользу нашему обществу, нашей стране – России?
Месяц Мухаррам – один из четырех запретных месяцев, упомянутых в Священном Коране: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные...» (Сура Ат-Тауба, 9:36).
Эти месяцы – время особого трепета перед Аллахом, усиления благих дел, отказа от греховного и несправедливого. Давайте проведем начало нового года в поклонении, размышлениях и стремлении к довольству Аллаха.
Дорогие единоверцы!
Желаю вам провести новый 1447 год с открытым сердцем и чистыми намерениями. Пусть Аллах Всевышний ниспошлет нам Свою безграничную милость, благодать, здоровье, процветание и крепкую веру.
Пусть новый год по Хиджре станет для нас, наших семей и всей нашей многонациональной и многоконфессиональной России годом Победы, мира, стабильности, взаимного уважения, духовного роста.
Да примет Аллах наше поклонение в эти благословенные дни, простит нам наши прегрешения и запишет нас в числе Своих благодарных и терпеливых рабов. Амин!
С глубоким уважением и братской любовью,
Муфтий Московской области
Дауд хазрат Мухутдинов