Жизнь махалли

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЮ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА 
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СВЯЩЕННОГО СИНОДА 
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 
ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ МИТРОПОЛИТУ 
СМОЛЕНСКОМУ И КАЛИНИНГРАДСКОМУ КИРИЛЛУ

   23 января 2009 года в Чебоксарах состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями, на котором председательствовала министр культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики (председатель Совета) Лизакова Роза Михайловна. От Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики участвовали член совета Казый Гимаев С. М., руководитель аппарата муфтия Глухов Ф. М., имам-хатыб Канашской мечети Галяутдинов Н. Ш., ректор медресе «Гулистан»- председатель Токаевского прихода Ямалутдинов Н. А. 

   13 января в г. Булгар Спасского района Республики Татарстан прошли торжества по случаю 1120-летия официального принятия Ислама в Волжской Булгарии и 1420-летия со дня начала распространения ислама на берегах Волги в Волжской Булгарии. Мероприятия проводятся по инициативе ЦДУМ России и как заявил Верховный Муфтий, председатель ЦДУМ России, Шейх-уль-Ислам Т. Таджуддин как и традиционные летние празднование в июне дня официального принятия Ислама так и фактическую дату по мухарраму будем проводить ежегодно. Не смотря на пургу, в Булгарах собрались Муфтии, главы ДУМ России, Казыи, Ахунды, председатели общественных советов, советов аксакалов и прихожане мечетей. 
После проникновенной проповеди Шейх-уль-Ислама Талгат хазрат Таджуддина в Булгарской мечети прошел пленум ЦДУМ России. На пленуме было принято заявление ЦДУМ России по поводу кровопролития на святой земле, в связи с военным вторжением Израиля Пленум ЦДУМ России выразил глубокую озабоченность российских мусульманских общин, объединенных ЦДУМ России в связи с драматическими событиями в районе Газы и потребовал прекращения военных действий. Пленум обратился с привествием приветствие в адрес Русской Православной Церкви в преддверии Поместного Собора, … «нас как граждан соединяет любовь к России, и миряне наши «дух от духа» и «кровь от крови» друг друга. И этого единства нам не забыть и не избыть вовеки. Желаем Поместному собору мудрого выбора на благо Отчизны»! - сказано в документе. Также высокое собрание приняло решение по реорганизации совета ректоров учебных заведений ЦДУМ России в Исламский совет по образованию при ЦДУМ России, обсуждало Булгарское послание Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина. Пленум обсуждал вопрос о взаимодействии с «Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования». Муфтии и пленум просили своего руководителя Талгат хазрат Таджуддина принять личное участие в ближайшем заседании фонда, как основного учредителя и члена попечительского совета и разъяснить четкую позицию по ключевым вопросам дальнейшего взаимодействия и принципов работы. 
Меджлис обсуждал идею воссоздания в стране Совета Улемов – Богословского Собрания Мусульман Российской Федерации. Вышеназванный совет действовал при ОМДС- ЦДУМ России в ХХ веке и сегодня, когда создаются подобные советы в мире, ведущие алимы и богословы выступили с инициативой воссоздать единое богословское пространство страны, которое бы объединяло исламских ученых России в издании единых фетв, учитывающих нашу действительность. Пленум с интересом выслушав идею, решил вернутся к данной теме в ближайшем заседании президиума и пленума. Талгат хазрат Таджуддин в своем выступлении отметил, что нужно приводить в соответствие уставы всех региональных духовных управлений, согласно Устава ЦДУМ России. Пленум обсуждал вопрос проведения в июне 2009 года празднования 1420 летия прибытия сподвижников Пророка Мухаммада С.Г.С.на берегу Волги и начала распространения Ислама 1120-летия официального принятия Ислама в Волжской Булгарии и 220-летия со дня открытия ОМДС-ЦДУМ России. Верховный Муфтий проинформировал пленум о приглашении Президента Д.А.Медведева и Председателя Правительства В.В.Путина на эти торжества, а также сообщил о встрече в Казани делегации ЦДУМ России под его руководством и его первых заместителей, муфтиев А.Крганова, Т.Саматова с Председателем исполкома ВКТ Р.Закировым, председателем совета по делам религий при КМ РТ Р.Валеевым и Ректором РИУ Р.Мухаметшиным, где обсуждались вопросы проведения данного мероприятия. 
    Пленум поддержал инициативу Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева о желании пригласить на торжества в Булгарах послов мусульманских и арабских стран, которую он высказал послам КСА и Катара во время их визита в Казань. По итогам встречи стороны договорились создать рабочую группу по проведению празднования, куда войдут и представители ЦДУМ России. По оценке ВКТ в этом году на юбилейных торжествах ожидается участие более двадцати тысяч участников. Хазраты высказали однозначную позицию о том, что первая часть мероприятия до полуденного намаза вблизи исторических святынь должна проходить исключительно в духовных- сакральных рамках, как это уже принято традицией посещения Булгар издревле. Местный имам -мухтасиб Фархат хазрат рассказал что, Булгар толерантный город Авраамических конфессий. В Булгарах есть мечети, церкви и в последние годы еврейская организация проводит ежегодные семинары для иудейских детей из всего мира, для удобства чего построена хорошая гостиница. В Булгарах в добрососедстве жили, живут и будут жить представители разных национальностей и конфессий. 
В работе пленума из Чувашской Республики приняли участие Муфтий ДУМ ЧР А.Крганов, Казый ДУМ ЧР С.Гимаев, Ахунд ДУМ ЧР Н.Гайнуллов, руководитель аппарата ДУМЧР Ф.М.Глухов, ректор медресе «Гулистан» Н.Ямалутдинов, имамы Ф.Сафиуллин и М.Кумтов. 


Ислам. Уже на протяжении 14 веков его последователи чтят законы Всевышнего, которые были ниспосланы пророку Мухаммаду, да благословите его Аллах и приветствует. Даже если ислам официально утвердился на земле Булгар в 10 веке, проникать это вероучение начало еще раньше. Ислам дал Булгарам государственность, культуру и высокую нравственность, которая помогла татарам сохранить национальный дух и самобытность. 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАТАР. ТЕОРИЯ ПЕРВАЯ 
Существует 3 теории происхождения татар. Тюркско-татарская теория связывает появление татарского народа с тюрками. Первые группы тюрок появились в Восточной Европе в 4 веке н.э. Тогда в составе гуннов они приняли участие в Великом переселении народов. В 5 веке держава гуннов распалась, образовавшийся в Северном Причерноморье политический вакуум лидерства заполнили тюркско-огурские племена. Они, в основном, и вошли в созданный Тюркский каганат, который был сильным государством и просуществовал с 551 по 603 гг. н.э. Его территория простиралась от Маньчжурии на востоке до Западного Предкавказья на западе и от Верхнего Енисея на севере до верховьев Амура на юге. После этого государство разделилось на Восточно-тюркский и Западно-тюркский каганаты и просуществовало до середины 8 века. Наиболее известным сторонником тюркского генезиса татар является историк Д.М.Исхаков. 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАТАР. ТЕОРИЯ ВТОРАЯ 
Монголо-татарская теория появления татар исходит из приоритета монгол в формировании татарской нации. Начиная с 6-8 веков н.э. многочисленные монгольские племена жили в степях Средней Азии. Все племена, живущие севернее их, китайцы называли общим термином татары, т.е. варвары. После переселения из Центральной Азии в Европу монгольские группы, этнически близкие татарам, смешались с кипчаками. В период Улуса Джучи они приняли ислам, тем самым, положив начало культуре татар. Самым примечательным приверженцем монгольского происхождения татарского этноса остается историк РГ. Фахрутдинов. 
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАТАР. ТЕОРИЯ ТРЕТЬЯ 
Булгарско-татарская теория этнического генезиса татарского народа основывается на утверждении, что основой появления татар стала народность булгар. Булгарские племена, появившись на побережье среднего Дона, в конце 7-го века переселились оттуда в Поволжье. В 8-9 веках они вели полукочевой образ жизни. Во второй половине 10 века булгары разгромили Хазарский каганат, появившийся еще в начале 7 века, и основали собственное государство - Волжско-Камскую Булгарию. Начиная с 10 века, происходит ассимиляция булгар с кыпчакскими и огузо-печенежскими племенами, а также с народами мадьяр и буртасов. Кроме собственно булгар, в состав Волжской Булгарии входили башкиры и буртасы. На этой основе и образовался татарский этнос. Одним из наиболее известных сторонников булгарского появления татарской нации был С.Х.Алишев. 
ИСЛАМ И БУЛГАРЫ 
Ислам как религия возникает в 611-ом году, когда 40-летний пророк Мухаммед (мир ему) начинает распространять слово Аллаха, которое закреплено в священной книге всех мусульман - Коране. В 8-9 веках Ислам широко распространяется на Кавказе и Средней Азии. В Хорасане (северо-восток современного Ирана) он вообще становится государственной религией. Уже в 8 веке некоторая часть булгар приобщилась к Исламу, особенно начиная с 737-го года, когда могущественный Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном. Другие булгары приняли Ислам в 825-ом году, когда ханом Волжской Булгарии был Айдар.Об этом дошли многочисленные легенды. Вот одна из них, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана: «Один человек из мусульманских купцов приехал в Булгар из Бухары. А он был знатоком Ислама, хорошо знавшим медицину. И заболела жена царя, и заболел сам царь тяжелой болезнью. И лечили их лекарствами, которые у них приняты. И усилился у них недуг, так что стали они оба опасаться смерти. И сказал им этот мусульманин: «Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примете мою веру?» Оба они сказали: «Да». Он их лечил, и они поправились и приняли Ислам, и принял Ислам народ их страны».В те времена центром стран, исповедовавших Ислам, был Багдадский халифат со столицей в одноименном городе. В нем жил высший религиозный деятель мусульманской веры - халиф.Булгары должны были получить его благословение после принятия Ислама. В начале 8 века Багдад предоставил Булгарии финансовую помощь и строителей для возведения крепости в войне против Хазарии, исповедовавшей иудаизм. Вступление в отношения с этим богатым государством еще больше повысило авторитет Волжской Булгарии в мире. 
АЛМЫШ-БУЛГАРСКИЙ ХАН 
В начале 10 века булгарский хан Алмыш (Ягъфар Абдулла-углы) боролся за объединение племен булгар, отстаивая суверенитет своего государства. В начале 20-х годов 10 века он послал в Багдад посольство с богатыми подарками. В своем письме он просил прислать ему строителей для строительства городов и мечетей и деньги для содержания учителей Ислама. Багдадцы с большой радостью согласились помочь далеким северным соседям. В июне 921-го года громадное посольство, которое состояло из багдадских знатоков Ислама, учителей, строителей, ремесленников, направилось в Булгарию. В качестве наставника религиозных богословов и для письменного описания путешествия назначен был Ахмет ибн Фадлан. Его записи сохранились и до наших дней. Вот некоторые отрывки из его дневника. 
«...Дорога была тяжелая и опасная. И вот, наконец, в прекрасный воскресный день 12 мая 922-го года Багдадское посольство прибыло в Булгарию. Когда до ханской ставки оставался двухдневный путь, Алмыш со своими многочисленными приближенными и охраной выходит им навстречу. Как самых дорогих гостей встретил их Алмыш - сошел с коня и низко поклонился. По обычаю, над гостями рассыпали золотые и серебряные монеты, в их честь собрали большой пир. Стоя слушали жители письмо халифа булгарскому царю. В соборной мечети совершили намаз, пожелали здравия халифу и булгарскому царю».Скоро Ислам распространяется на всю Булгарию. Однако булгары не сразу забыли религию своих предков - тенгрианство: поклонение Тенгри. Нередко Аллаха одновременно называли и Тенгри. Принятие Ислама оказало значительную роль в духовной консолидации булгар, поэтому скоро они объединились и территориально. Хан Алмыш объявил себя посланником Аллаха на земле. Племенам, которые не подчинялись ему, он грозил: «Аллах подарил мне Ислам и мусульманское государство, я его раб, но кто противиться мне, к тому пойду с мечом». 
ИСЛАМ В БУЛГАРАХ. ВТОРОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ 
Кроме укрепления в Булгарии государственности, Ислам достаточно быстро оказал содействие булгарам в развитии городов, торговли и ремесел. Волжская Булгария устанавливает дипломатические и другие отношения с исламскими странами, которые в то время являлись одними из наиболее развитых в мире. Таким образом, были созданы определенные предпосылки для проникновения научных и культурных достижений этих стран в Булгарию. В 1989-ом году мусульмане Поволжья и Приуралья провели празднование 1100-летия по мусульманскому календарю приезда багдадского посольства ибн Фадлана в Волжскую Булгарию. Они посетили руины древнего города Булгар и совершили намаз в честь булгар - предков татар и первых мусульман в крае.

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР