Каким должно быть гостеприимство по Исламу?

29 декабря 2023

Этика приёма гостей

В Исламе гостеприимство, как и другие взаимоотношения между людьми, построено на определённой этике. Этика помогает людям упорядочить взаимоотношения, придать им благородство.

Приём гостей имеет важное духовное значение, а гость является тем, кого послал нам Всевышний Создатель. Гостеприимство является социально-культурным феноменом, который предполагает предоставление чужому человек (то есть гостю) защиты и заботы.

Что может быть ценнее, чем предоставление защиты и заботы тому, кого доверил нам Сам Всевышний, отправив его в наш дом? Что же касается отказа принимать гостя так, как подобает по исламскому этикету, то это считается проявлением дурного нрава.

От ‘Укбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

لَا خَيْرَ فِيمَنْ لَا يُضِيفُ

«Пусть не ждёт добра тот, кто не оказывает гостям должного приёма». (Имам Ахмад, 17419; Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 9588)

Оказание должного приёма и проявление почтения к гостю является одним из признаков искренности веры человека. Тот, кто искренне уверовал, непременно окажет гостю приём и предоставит ему защиту и заботу.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاَللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلْيُكْرِمْ ضَيْفَهُ

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, хорошо принимает своего гостя». (Бухари, 6018; Муслим, 47)

Согласно этикету гостеприимства следует не только предоставить гостю защиту и заботу, но и оказать ему должное внимание и обеспечить ему отдых и досуг.

Желательно встречать гостя радушно, дружелюбно и с улыбкой на лице. Надо поспешить выйти навстречу гостю и поприветствовать его. Нельзя заставлять его ждать у дверей или в другом месте.

От Абу Джамрата передаётся, что ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:

إِنَّ وَفْدَ عَبْدِ الْقَيْسِ لَمَّا أَتَوُا النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: مَنِ الْقَوْمُ؟ أَوْ مَنِ الْوَفْدُ؟ قَالُوا: رَبِيعَةُ. قَالَ: مَرْحَبًا بِالْقَوْمِ، أَوْ بِالْوَفْدِ، غَيْرَ خَزَايَا وَلَا نَدَامَى

«Когда к Пророку ﷺ прибыла делегация племени ‘Абд аль-Кайс, он спросил: "Кто эти люди? (или: Что это за делегация?)" Они ответили: "Раби’а [название группы племён, в которую входило и племя ‘Абд аль-Кайс]". Он сказал: "Добро пожаловать, о люди! (или: Добро пожаловать этой делегации.) Не будете вы посрамлены и не станете сожалеть"». (Бухари, 53)

Радушная встреча гостя подразумевает, что хозяина не печалит, что забота о госте принесёт ему некоторые неудобства. Поэтому принимать гостя следует от чистого сердца и искренне заботиться о нём.

Хозяин должен сесть за стол вместе с гостем и разделить с ним трапезу. Нельзя оставлять гостя одного за столом. Также следует угощать гостя самой лучшей едой, которая имеется дома.

Принимая гостей, мы должны проявлять щедрость, радушие и уважение. Однако в любой жизненной ситуации нельзя допускать нарушения границ дозволенного. Поэтому даже в таком благом деле, как приём гостей, нельзя допускать расточительства (исраф), более того, нельзя влезать в непосильные долги.

Во время трапезы и после неё следует вести с гостем приятную беседу, поддерживая диалог хорошими словами. Нужно радовать гостя своим присутствием и не дать ему чувствовать себя одиноким.

Не следует долго молчать в присутствии гостя, напротив, следует поддерживать с ним беседу, спрашивать, что нового у него произошло и каковы его дела. Если же вопросов не осталось, следует развлечь гостя, рассказывая ему хорошие истории, ведь суть гостеприимства заключается не в предложении дорогих, изысканных яств, а в отношении к гостю.

Однако в наше время стало общей бедой то, что гости и хозяева живой беседе предпочитают общение с телефоном – виртуальное побеждает реальное. Часто можно наблюдать такую картину: за столом сидят несколько человек, которые давно не виделись, но они не говорят друг с другом, а уткнулись в свои смартфоны и витают где-то далеко, хотя физически все они в одном месте. Мы должны знать, что такое поведение противоречит этикету приёма гостей и исламской этике вообще.

Ни в коем случае нельзя хмуриться перед гостем, отчитывать своих детей и домочадцев в его присутствии. Также нельзя проявлять гнев при нём, ибо это может вызвать у гостя неудобство и стеснить его.

Когда гость уезжает, хозяину желательно вместе с ним выйти из дома, чтобы проводить его в путь и попрощаться с ним. Нельзя допускать, чтобы гость ушёл из дома без проводов и не попрощавшись.

После выхода из дома желательно открывать гостю дверь машины, в которую он собирается сесть, а если он отправляется в путь верхом на лошади, следует подвести к нему лошадь, держать её за уздечку, пока он садится, и помочь ему сесть в седло.

Уважительный приём гостей являлся сунной не только Пророка Мухаммада ﷺ, но и всех пророков (мир им). Этикет приёма гостей может иметь разные формы у разных народов в зависимости от культуры и обычаев. Однако самым важным является радушный приём гостя, которого отправил нам Господь и предоставление ему по возможности лучшего из того, что есть в доме.

В этой статье мы привели лишь несколько примеров того, каким должно быть гостеприимство. Всё это указывает на важность гостеприимства и этикета приёма гостей перед Всевышним Аллахом.

 

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР