Жизнь махалли

2000 год вошел в историю как дата принятия Конституции Чувашской Республики. В этом году, 30 ноября, общественность отмечает 10-летие со дня принятия Основного закона республики. До ныне действующей Конституции Чувашия прошла три исторических этапа создания и развития конституционного акта – в 1926, 1937 и 1978 годах. Конституцию можно смело назвать зеркалом развития государства и современного гражданского общества. Она представляет собой универсальный законодательный акт, всесторонне регламентирующий многообразные общественные отношения. В Основном законе изложены принципы, порядок организации и деятельности государственных органов власти, закреплены порядок обеспечения прав и свобод гражданина, вопросы собственности, административно-территориального устройства и местного самоуправления. В ходе разработки Конституции депутаты Государственного Совета Чувашской Республики старались обеспечить ее максимальное соответствие Конституции Российской Федерации – были учтены все положения Основного закона Российской Федерации. Стоит отметить, что за годы своего существования Конституция Чувашии всего четыре раза подверглась изменениям, в то время как в некоторых субъектах России поправки в основные законы вносились до тридцати и более раз. В связи с 10-летием Конституции Чувашской Республики парламентское издание решило побеседовать с теми людьми, кто активно участвовал в ее разработке. Наш сегодняшний собеседник – член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Совета общественных объединений Чувашской Республики, муфтий Альбир Крганов. – Альбир Рифкатович, кем вы работали в то время, когда вам пришлось включиться в работу над разработкой новой Конституции Чувашской Республики? – С мая 1994 года я возглавляю Духовное управление мусульман Чувашской Республики и являюсь муфтием. Как раз в том году началась активная работа над новой Конституцией Чувашской Республики. – Вы были членом Конституционной комиссии, созданной Указом Президента Чувашии Николаем Федоровым от 3 августа 1994 года. К 1 октября 1994 года комиссия уже должна была представить рабочий вариант Конституции. Удалось ли в такие сжатые сроки справиться с поставленной задачей? – Да, действительно, в числе представителей традиционных конфессий, а их у нас две – православные и мусульмане, я вошел в Конституционную комиссию. Сроки были поставлены сжатые, и потому работать пришлось усиленно. Помню, что были созданы подкомиссии, отвечающие по направлениям. Они привлекали к работе разных экспертов, а затем на комиссии высказывали мнения и отстаивали их. С какими-то из них комиссия соглашалась, с какими-то – нет. – Как шла работа над текстом Основного закона республики? На чем он основывался? С какими проблемами пришлось столкнуться? – Ориентиром служили базовые принципы и нормы Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года. Мы также основывались на опыте и наработках различных вариантов Конституции. Кроме того, изучали конституционное строительство других российских регионов, особенно имеющих статус республик. Определились со структурой основного документа республики, названий глав. В те времена в политической моде был парад суверенитетов, и некоторые горячие головы подстрекали общество к сепаратизму. Но, слава Богу, здравый смысл возобладал. В конечном итоге Конституция Чувашской Республики обошла эти вопросы и соответствовала федеральной Конституции. – Хотя в 1994 году уже был разработан вариант Конституции, приняли его только через несколько лет. С чем это было связано? – В те времена было много оппонентов, было разработано несколько вариантов проекта основного закона. Трудно было достигнуть соглашения. Поэтому принятие Конституции сильно затянулось. И к 1999 году Чувашия все еще оставалась одним из субъектом федерации с необновленной Конституцией. Тогда Президент Чувашии Николай Федоров, как председатель Конституционной комиссии, предпринял ряд настойчивых шагов по ускорению принятия Конституции Чувашской Республики. Было направлено письмо полномочного представителя Президента Российской Федерации в Чувашии Михаила Тимофеева Председателю Государственного Совета Чувашской Республики с просьбой ускорить работу по принятию Конституции республики. Так, в сентябре 2000 года судьба Конституции Чувашской Республики перешла в решающую фазу и была наконец принята. – Насколько активно шло обсуждение Основного закона в республике? – Обсуждение Основного закона было развернуто широко, в средствах массовой информации был опубликован текст Конституции. Люди активно присылали свои предложения и замечания. Отзывы суммировались и рассматривались в работе комиссии. Сегодня хочется сказать, что мы должны все уважать Конституцию и научиться жить по Конституции. – В настоящее время вы возглавляете Совет общественных объединений Чувашской Республики? Что подвигло вас обратить внимание на этот аспект политической жизни? – После моего избрания в Общественную палату Российской Федерации я обнаружил, что нет аналогичной структуры, как Общественная палата, в Чувашии, и нет координирующего общественного органа общественных организаций и объединений. Общественные объединения приняли решение создать Совет общественных объединений Чувашской Республики. Это решение не было указкой сверху, а инициативой самих организаций, как говорится, снизу. Совет общественных объединений Чувашской Республики создавался как промежуточное звено с последующей возможной реорганизацией в Общественную палату Чувашской Республики. По просьбе членов совета в переходном этапе, в начале ее создания, я согласился возглавить совет – коллеги по совету решили, что статус члена Общественной палаты Российской Федерации будет кстати. Я как член Общественной палаты Российской Федерации согласился взял на себя эту общественную нагрузку и считаю ее формой моей помощи. Мне как члену Общественной палаты России было полезно изучить ситуацию изнутри, понять работу институтов гражданского общества Чувашской Республики, их сотрудничество с органами власти и помочь объединиться здоровому крылу гражданского общества воедино. Мы поставили перед собой задачу – не политизировать совет, а научиться вести конструктивный диалог. Недавно на встрече с Президентом Чувашской Республики Михаилом Игнатьевым я высказал просьбу членов Совета общественных объединений Чувашской Республики о том, что обратная связь власти с представителями гражданского общества, с общественными объединениями должна быть более прочной и устойчивой. Надеюсь, мы нашли понимание Президента республики по вопросу создания Общественной палаты Чувашской Республики. В случае положительного решения вопроса считаю, что самое главное, чтобы в палату входили известные, уважаемые, квалифицированные и ответственные люди. Я прежде всего как духовное лицо не вижу себя в роли руководителя Общественной палаты, это будет неким вторжением в политику. Но как член Общественной палаты Российской Федерации и муфтий буду помогать в работе палаты. Надеюсь, ее возглавит достойный, авторитетный человек. – Что бы вы хотели пожелать людям, которые видят себя в политике, баллотируются на различные выборные должности? – Хотел бы пожелать будущим политикам ответственного и нравственного подхода к своим обязанностям. Надо всегда помнить об ответственности перед народом, который сделал выбор в пользу определенного кандидата. Стоит соизмерять каждый свой шаг, чтобы не стыдно было перед избирателями, стараться приносить пользу народу. Газета Республика №42 от 20.10.10-Олег ИВАНОВ.

Традиционно на межрегиональной научно-практической конференции «Шыгырданские чтения» объявляются лауреаты премии имени «Фатхи Бурнаш». 27 октября в рамках проведения конференции на тему: «Социокультурные, религиозные и правовые традиции Волжской Булгарии в жизни современной России» Муфтий Альбир хазрат Крганов торжественно объявил 12 лауреатов премии в 11 номинациях. Премии были вручены в актовом зале МОУ СОШ №»2 с. Шыгырдан перед гостями и участниками конференции.  Согласно темы конференции лауреатами премии стали личности популяризующие тему исторического наследия Булгар.   В номинации Милли Шагырь - Национальный писатель лауреатом стал Ркаил Рафаэлович Зайдулла, уроженец села Чичканы, за освещение в своих произведениях исторической темы Булгар и Казанского ханства.  Моң сакчысы – Хранительница мелодии  Мунира Закировна Булатова, уроженка с.Янгильдино Козловского района. Милләтпәрвәр якташ  –Благодетель землякич Алимов, за активное участие в строительстве мечети в р.п.Буинск.  Имам Года – Наиль Шефкетович  Галяутдинов, за активную деятельность прихода г.Канаш. Художник года Мидхат Шакиров, за художественное оформление мечети им.Трех Сподвижников в стиле Булгарской архитектуры. Художник года –Николай Михайлович Лукианов, за серию работ о Булгарах и мечетях Чувашии. Меценат года- Наиль Гаяздинович Хайрутдинов, за поддержку духовно-нравственных проектов ДУМ ЧР. Дин сакчысы- Хранительница традиций Сания Зариповна Ямалетдинова, 25 лет ее дом была молельным домом мусульман с.Токаево. Журналист года- Земдиханов Рафис Минкадирович, за освещение в СМИ жизни мусульман Чувашии. Патриот села- Гаязетдин Ямальтдинович Ямалетдинова, за издание серии статей о с.Токаево и сбор информации о истории села. Краевед года – Памир Мудирович  Салихов, за издание книги Шыгырдан. Архитектор года - Алфред Лукманович Ибрагимов, за проектирование мечети им.Трех Сподвижников по копии Булгарской Джамиг мечети. Расик Садыков  

Сегодня в Батыревском районе стартовали VII Межрегиональные Шыгырданские чтения. Традиционно участники конференции рассматривают просветительские и социокультурные вопросы. На этот раз основное внимание было уделено культурным, религиозным и правовым традициям Волжской Булгарии в жизни современной России.

Портнерами ДУМ ЧР в проведении конференции выступили более десяти ведущих ВУЗов Чувашии и Татарстана. В адрес конференции приветсвия направили Президент ЧР М.В.Игнатьев, Председатель ЦДУМ России, Верховный Муфтий Т.Таджутдин, Государственный советник  РТ  М.Ш.Шаймиев. Конференция носит  просветительский и  социокультурный характер. Более 30 ученных поделятся своими мнениями по теме конференции. Пленарное заседание "Шыгырданские чтения" стартовала в актовом зале МОУ Шыгырданская СОШ №2 с участием более 250 приглашенных гостей. В начале конференции выступил Муфтий Чувашии. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.Выступление председателя ДУМ Чувашской Республики, первого заместителя председателя ЦДУМ России; полномочного представителя Верховного муфтия, председателя ЦДУМ России при Полномочном представительстве Президента РФ в ЦФО, члена Общественной палаты РФ, муфтия Крганова Альбир- хазрата на VII межрегиональной научно-практической конференции «Шыгырданские чтения» на тему: «Социокультурные, религиозные и правовые традиции Волжской Булгарии в жизни современной России». السلام عليكم و رحمة الله Многоуважаемый президиум! Досточтимые участники и гости Высокого Собрания! Дорогие братья и сестры! Прежде всего позвольте от имени Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики горячо и сердечно поприветствовать участников и гостей высокого Форума, а также выразить глубокую признательность Президенту Чувашской Республики Михаилу Васильевичу Игнатьеву за понимание наших проблем и поддержку в проведении нашей встречи, в ходе которой, Инша Аллаh, мы сможем обменяться мнениями по широкому кругу вопросов, касающихся наших исконных духовных ценностях, поговорить о социокультурных традициях и их значении в жизнедеятельности народов современной России. Ибо без прошлого, как гласит народная мудрость, нет и не может быть будущего. Глубоко убежден, что именно обращение к исторической памяти наших народов, к позитивному опыту, накопленному прошлыми поколениями, к духовно-нравственным источникам их взаимопонимания, позволит современному российскому обществу успешнее двигаться вперед к намеченным целям осуществления социально-политических реформ и модернизации страны. Глубоко символично, что седьмая межрегиональная конференция «Шыгырданские чтения» по заданной теме проходит в татарском селе Чувашии. Сохранились из уст в уста легенды аксакалов о том, что при нашествии Аксак Тимера на Шахри Булгар по настоянию мужей, седой старец Шахимардан бабай со снохами, дочерьми, детьми и старушками покинул город Булгара и остановился через несколько дней пути на живописной опушке и обосновал поселение. Некоторое время спустя к ним примкнули другие соплеменники из других разоренных городищ и селений и на вопрос кто вы, они отвечали мы муслимы. Это священное место, где зародилась наша деревня, как жемчуг сердца почитается Шыгырданцами и сегодня. По другой версии там захоронены пять табигу табигинов с именами; Сулейман Каспулат улы, Бадамшах Аждан улы, Жамади Тимерпулат улы, Надершах Салим улы, Салим Ишкилде улы, а остальные три Тимуш хаджи Солтанмурад улы, Илхам Ибрахим улы, Симуш Килдебай улы покоятся рядом с Полевыми Бикшихами. По завету предков и наши современники горды тем, что являются потомками великих Булгар. В знак глубочайшего уважения и светлой памяти в Шыгырданах построена копия Булгарской Джамиг мечети и названа именем «Өч сәхабә мәчете”- Трех сподвижников, в честь тех, кто светоч истины донес до Булгарского народа. Мечеть была торжественно открыта 20 июня 2010 г. В деревне Урмаево достраивается копия здания «Кара Пулат» и «Кече Манара - Малого Минарета». Урмаево бережно хранит старобулгарские традиции и легенду о Булгарской царице - белом лебеде. Старинные захоронения булгарского периода на территории Чувашии, хранят незабвенную историю наших предков. Подтверждением тому являются научно полевые исследования чувашских и татарских ученных. Батыревская энциклопедия составленная ученными и краеведами Чувашии на 233 ст. гласит - «Тигашевское городище. Остатки болгарского феодального замка Х-ХП вв. Находятся на западной окраине д.Тигаше­во, на правом берегу старого русла р.Булы. С севера границей памятника является старица р.Булы, с юга- дорога Именево-Тигашево. Площадь городища около 2 га. Первое описание городища произведено в 1948 г. Раскопки производшгись в 1956 г. Чувашской археологической экспедицией. Ма­териалы хранятся в Чувашском национальном музее. Особый интерес представляет система укрепления. Городище окружено кольцом из 4 валов и 3 рвов. Внешнее кольцо валов - земляная насыпь, перед ней имеется ров, который заливали водой через приток, текущий из озера и являюшийся продолжением рва. Второй ряд валов, наиболее мощный. Все валы соединялись в северной и северо-западной части городища. Ворота в первом валу располагались в юго-восточной части, во втором - в южной, в третьем - в западной. Таким образом, противник, врываясь в первые ворота и поворачиваясь ко второй, с боку оказывался не-защищенным при фланговом обстреле со второго вала. Воины, поворачиваясь направо, попадали в тупик. Тигашевское городи­ще контролировало течение р.Булы, которая в древности была частью торгового пути из Волжской Болгарии в Киев. Тигашевские и другие Болгарские селища нащей местности. Кроме Тигашевского городища - военного укрепления Волжской Болгарии в нашей местности имеются селища болгар и местопребывания их и в других населенных пунктах. Например, в окрестностях д.Ти­гашево - три болгарских селища, в Яншихове - два, в Именеве, Старых Тойсях и Новом Ахпердине по одному болгарскому селищу. В татарском селе Шыгырданах - болгарских селищ - два. Болгарских местопребываний также обнаружено несколько, одно из них в д.Бахтигильдино. Надо заметить, археологические раскопки на территории района на предмет исследования проживания здесь в далекой древности произведены лишь частично, не в полном объеме». Седая история совместного проживания предков современных чуваш и татар, сплетение культуры, традиций, языка, литературы, искуства и музыки и сегодня оказывают огромное влияние и укрепляют братскую дружбу наших народов и связывают нас единой судьбой в объятиях Великой России. Вот уже более четырнадцати столетий – Хвала Всевышнему Творцу – священная земля наших предков озарена животворящим светом истинной и благословенной веры в Ислам – одну из трех мировых религий, внесшую значительный вклад в становление и развитие всей человеческой цивилизации. Примечательно, что впервые к непреходящим истинам Ислама древние булгары – предки ряда поволжских народов, в том числе и чувашей, осевших на землях восточнее реки Ветлуги – имели счастье приобщиться еще в первые века хиджры при жизни Посланника Аллаhа – Пророка Мухаммада (саллаллаһу алейһи ва саллям), направившего, как свидетельствуют предания, дошедшие до наших дней, еще в девятом году хиджры, 9 рамазана на берега великой Волги своих трех асхабов (сподвижников) (радыйаллаһу анһум). Их звали Абдрахман ибн Зубаер, Зубаер ибн Җәгъдәһ, Талха ибн Гусман. Смиренно по воле Всевышнего Аллаhа они доносили до людей духовные истины новой веры и занимались врачеванием. Известно также, что один из асхабов – Зубаер ибн Җәгъдәһ прожил в Булгарах 25 лет и был похоронен в Булгарах, а его могила, находившаяся близ Малого минарета, сохранялась вплоть до XVIII века. Как повествуют предания, убедившись в чудотворной силе проповедей асхабов, царь булгар Айдархан решился обратиться в Ислам. Вместе с ним свет истиной веры восприняли ближайшее его окружение и часть подвластного ему населения. Это было первое в истории массовое добровольное принятие Ислама, народом иной не арабской национальности и тем более примечательно, что это произошло еще при жизни Посланника Аллаhа (с.а.с.). Спустя три столетия, 12-го мухаррама 310 хиджры, правитель Булгар Алмасхан ибн Салкихан принял у себя большую делегацию богословов, учителей и строителей под руководством Сусана ар-Расиби, направленную багдадским халифом. В составе делегации был известный историк Ахмад ибн Фадлан, описавший это путешествие в своей книге «Рисалят ибн Фадлан». По этому случаю 16-го мухаррама 310 г. хиджры (май 922 г.) был проведен всенародный курултай булгарского народа и официально оглашено решение о всенародном, добровольном принятии Ислама как государственной религии Великих Серебряных Булгар. Вместе с тем, историки подтверждают, что еще задолго до прибытия посольства из Багдада немалая часть булгарского народа уже исповедовала исламское вероучение ханафитского мазхаба, благодаря своим тесным связям с братскими народами Мавараннахра – Средней Азии. Об этом, например, отмечал в своей книге ибн Фадлан, утверждавший, что во многих городах и селениях булгар есть мечети и медресе, а в главном городе северного государства, в его Соборной мечети совершаются пятничные намазы. Тем не менее, многие ученые сходятся во мнении, что только после провозглашения исламской веры официальной религией Волжской Булгарии в конце IX – начале X вв. было положено начало становления первого в Европе мусульманского государства и развитие его религиозно-правовой системы, воплощаемая в юридической практике. Как известно, владения этого государства простирались в те далекие времена по всему среднему Поволжью, охватывая территорию современного Татарстана, Чувашии, Башкортостана, Оренбургской, Самарской областей и ряд других окрестных земель. А древним булгарам в свою очередь было суждено сыграть особую роль в утверждении Ислама среди народов, проживавших на северо-востоке и просторах Сибири. Впоследствии интегрирующая роль Ислама положительно сказалась на развитии экономических и культурных связей всех народов средневекового Волго-Камского региона. А, кроме того, именно с Исламом после падения Булгар многие народы современного Поволжья связывали свою этнокультурную идентификацию, благодаря чему сумели сохранить особенности своих национальных культур и традиций. Ни русичи, ни булгары не были замкнутыми этническими системами. И что характерно, традициям мирного сосуществования разных народностей в составе одного государства способствовали развитые религиозные системы – православие на Руси и ислам в Волжской Булгарии. Полиэтничность этих государств влекла за собой многообразие жизненных укладов и традиций, многоцветье культур, способствуя в то же время их сохранению и преумножению. Дата официального и добровольного принятия Ислама как государственной религии в Древних Булгарах отмечается ежегодно с участием всех региональных духовных управлений, национальных и общественных организаций мусульман нашей страны. Начиная с 1989 года ЦДУМ России, под руководством Верховного Муфтия Талгата хазрат Таджутдина ежегодно проводит массовые мероприятие «Изге Болгар җыены” в катором активное участие принимают и мусульмане Чувашии. Благодаря инициативе первого Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева в последнее время на месте столицы Булгар ведутся активные реставрационные работы по постепенному восстановлению главной Соборной мечети и других археологических памятников этого древнего городища. Шахри Булгар, являющегося для всех правоверных нашей страны священным местом, намечено воссоздать как полноценный Духовный центр мусульман России. Там планируется создание историко-мемориального духовного комплекса, а также открытие центра подготовки кадров мусульманского духовенства, который, как мы надеемся, со временем станет достойными продолжателем дела наших далеких предков. А мы вправе гордиться ими! Ведь многие поколения мусульман, несмотря на множество серьезных испытаний и глобальных потрясений выпавших на их долю, сумели бережно сохранить ниспосланные Всевышним духовно-нравственные ценности. На протяжении многих веков наши предки по крупицам собирали земли своей Отчизны, оставив нам в наследство необъятные просторы и огромные природные ресурсы. Но державное величие России крепло и преумножалось, прежде всего, благодаря духовному богатству сплоченного воедино многонационального и многоконфессионального народа. Именно духовные ценности и способствовали развитию братских уз, поддержанию толерантных отношений и сохранению всего многообразия уникальных самобытных культур народов, самой судьбой сведенных в единое полиэтническое общество, представляющую сегодня могучую державу мира. Россия стала поистине Ноевым ковчегом, собравшим воедино под мирным небом Родины всех чад своих, которые веками переживали вместе и радости и невзгоды, вместе строили и защищали единую Отчизну. Вера во все времена была и остается насущной потребностью духовно-нравственного мира каждого человека. Именно она формирует полноценного члена общества, живущего осмысленно и одухотворенно, осознающего нравственное измерение своих слов и дел. Верша сегодняшнюю историю страны, мусульмане России своим подвижническим трудом и примером вносят значимую лепту в сокровищницу благих дел, побуждая в сердцах и душах своих соотечественников стремление к неустанному духовному совершенству и созиданию, приносящему пользу не только себе и ближним, но и равно своему Отечеству. Мусульмане Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью многонационального российского народа, как и все другие его представители, внесли свой достойный вклад в укрепление могущества и процветание своей страны. Несмотря на сталинские репрессии и тысячи поруганных и разрушенных храмов и мечетей, мусульмане вместе со всеми своими соотечественниками грудью встали на защиту Отчизны от нашествия фашисткой Германии, не щадили своей жизни во имя Родины и Великой Победы над вероломным врагом, 65–летие которой народ нашей великой державы с гордостью отметил в этом году. Вторая по численности конфессия России, благодаренье Всевышнему, одна из первых укоренилась на священной земле наших предков. Cегодня ислам исповедует около 12,5% населения Российской Федерации - на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Чувашии, Республике Марий Эл, в Сибири, Астраханской, Саратовской, Самарской, Пермской, Пензенской, Нижегородской, Ульяновской, Рязанской и других областях, а также в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах. Сегодня Ислам – одна из самых многочисленных и почитаемых традиционных конфессий в нашей стране. Ее приверженцы принимают полнокровное участие во всех сферах жизнедеятельности нашего государства, своим неустанным трудом внося значимую лепту в сокровищницу благих дел, побуждая в сердцах и душах наших соотечественников стремление к светлому преображению и неустанному духовному совершенству. Живя бок о бок с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий, взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в формирование ее социокультурного своеобразия. Из года в год растет вклад российских мусульман в духовную и культурную жизнь. Растет удельный вес мусульман в экономической и политической жизни страны. Ибо, как сказано, в Священном писании нашем: «..и помогайте друг другу в добре и благочестии, но не сотрудничайте во зле и вражде…» (Сура 5 аят 3)». Сопричастные духу времени, мы, мусульмане России, видим главную и весьма ответственную задачу своей духовно-просветительской миссии в утверждении высших нравственных идеалов. И в этом, хвала Всевышнему, сегодня мы находим заинтересованное понимание и действенную поддержку со стороны руководства нашей страны и нашей Республики. Уверовав в Единого Бога и поклоняясь Ему, мы, мусульмане России, продолжаем эстафету незыблемой духовной преемственности, веками выстраданную нашими предками. Подвижническим претворением духовно-нравственной миссии, неустанным трудом своим и терпением мы привносим свою лепту в дело строительства цельного и гармонично развитого общества. Мы хорошо осознаем, что от консолидации конструктивных усилий всех здоровых сил общества, от отлаженного и продуманного соработничества государственных структур, общественных и религиозных организаций зависит в конечном итоге нравственное здоровье нации, а значит и результаты задуманных реформ, будущее государства, будущее народа. И ради этого правоверное сообщество нашей страны, стремится донести непреходящие духовные ценности своей культуры последующим молодым поколениям. Ведь на любви к Богу и Отечеству зиждется наша искренняя вера, вдохновляющая и подвигающая нас вместе с последователями других традиционных конфессий нашей страны на добрые созидания во имя светлого будущего нашей державы – великой России! Да укрепит нас Милосердный Творец и дальше в неустанном служении Отчизне, миру и стабильности на Земле! К этому нас призывали и наши великие предшественники – духовные наставники и улемы. Продолжая многовековые традиции, российские мусульмане и сегодня сохраняют и поддерживают контакты со всем арабо-мусульманским миром, реализуя духовные связи с зарубежными единоверцами, составляющими четверть численности всего современного человечества. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, выступая в Каире на встрече с постоянными представителями стран-членов Лиги арабских государств: «Наша страна сама по себе является органичной частью этого мира: ведь российские мусульмане – это около 20 миллионов наших граждан». При этом, выступая надежным евразийским мостом доверия, соединяющим исламскую Умму и нашу многонациональную державу, российские мусульмане стремятся и в международных делах, выступать проводником идей сохранения мира и дружбы. Осуществляя межисламские международные связи, мы решительно выступаем с осуждением терроризма и экстремизма, как чуждых Исламу явлений и призываем своих зарубежных собратьев консолидировать усилия по их недопущению. Нам сегодня отрадно отметить, что курс на сближение с мусульманским миром становится в современной России одним из главных приоритетов ее внешнеполитической деятельности. Нас не может не радовать и то, что наше государство занимает конструктивную позицию по отношению ко всем острым ситуациям в странах Ближнего Востока, выступая гарантом мира и стабильности в этих регионах. Мы, мусульмане России, также не можем оставаться в стороне от злободневных проблем наших зарубежных собратьев и потому всецело поддерживаем идею политического руководства нашей страны по проведению в Москве Международной конференции по Ближнему Востоку. Мы уверены, что итоги работы этой конференции будут иметь немаловажное значение и позитивные последствия для процесса установления и поддержания мира, безопасности в этом хронически многострадальном регионе. Будучи частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Мы стремимся к тому, чтобы духовно-нравственный потенциал Ислама занял подобающее ему место в жизни современного российского общества. А потенциал этот огромен. И, что очень важно, в полной мере соответствует потребностям нашего общества, страдающего от бездуховности, засилья насилия и преступности, и многих других разрушительных человеческих пороков. И не секрет, что там, где духовно-нравственное наследие воспринято людьми как высшая ценность наблюдается много лучшее отношение к труду, не проявляются таких острых социальных недугов, как наркомания и алкоголизм, нет брошенных на произвол судьбы стариков и детей, не увидишь сотни заброшенных селений, заколоченных домов и незасеянных земель. Более того. Я уверен, что потенциал духовно-нравственных ценностей ислама способствует формированию России как особой цивилизации. Вот, например, как об этом высказывался один из видных евразийцев Петр Николаевич Савицкий: «Действием ли примера, привитием ли крови правящим магометане дали России свойство организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать устойчивости; они дали ей качество - становиться могущественной» державой. Далее он подчеркивал, что мусульмане способствовали «государственной организации России», формированию русского духовного своеобразия, «стержень которого русское благочестие». Они «своим примером привили ей навык могущества», - писал П.Н. Савицкий. Другой евразиец князь Николай Трубецкой отмечал, что «в таких важнейших функциях (российского) государства, как организация финансов и почтовых сообщений магометанское влияние было решающим». Сегодня нет сомнений, что многовековое сотрудничество мусульман, христиан, людей других вероисповеданий на просторах нашей общей Родины, способствовало взаимообогащению национальных культур различных народов, формированию этнической и конфессиональной толерантности, умения ставить общие цели и сообща добиваться их достижения, то есть тех качеств, которые особенно нужны нашему обществу и в настоящее время. Уважаемые участники конференции! Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть, что в различных государственных образованиях периода IX — первой половине XVI вв., где Ислам был государственной религией и официальной идеологией, он развивался в рамках, складывающихся в них социально-экономических и политических условий. Однако, выработанная в этих государствах религиозно-правовая система ханафитского мазхаба гибко адаптировалась в соответствии с государственными потребностями, сглаживая конфессиональные и узаконивая региональные различия. Вот почему и мы, как я в этом глубоко убежден, унаследовав преемственность социокультурных, религиозных и правовых традиций наших предков, должны сделать все от нас зависящее, чтобы во главу угла современной жизни России воплощалась идея соборной общности народов. В вокруг этого основополагающего политического стержня, на мой взгляд, и должна выстраиваться закономерность дальнейшего исторического движения российского общества. И только сообща общими усилиями власти, традиционных конфессий и всего гражданского общества мы сможем осуществить эту важнейшую миссию. Только сообща мы можем помочь государству не только сохранить полноценный духовный мир человека и общества, но и содействовать процветанию и могуществу нашей великой Родины. Хочу пожелать всем участникам нашего Форума преумножать усилия в реализации этой поистине важнейшей исторической задачи! Я искренне надеюсь что, площадка конференции «Шыгырданские чтения» будет действенным вкладом в деле изучения и популяризации нашей общей истории и культуры. Ассаляму алейкум, ва рахматуллахи, ва баракятихи! Спасибо за внимание.


Автор:
 Джаннат Сергей Маркус В Москве создан чуть ли не первый в мире феномен «асфальтового намаза»  Прогноз Равиля Гайнутдина не оправдалсяВ последнее время поднялся ажиотаж вокруг строительства мечетей в Москве. Обычно рядом со словом «ажиотаж» ставят определение «нездоровый». Но в столице государства, где каждый седьмой гражданин - мусульманин, до сих пор по праздникам люди расстилают молитвенные коврики то на снегу, то на асфальте, а самый мягкий вариант – на газонах. Значит, не журналистский шум – «нездоровый», а нездоровая сама ситуация. Но, по прошествии некоторого времени, стало понятно, что этот «здоровый» ажиотаж искусственно раздувают. Кто и зачем? И как это так «случайно» совпало со сменой мэра Москвы? Начнём разбираться.Текстильщики – полигон для разрыва единой ткани? Вспомним вкратце хронологию последних событий. В московском спальном районе Текстильщики некие лица, именующие себя «православными активистами», как бы от лица РПЦ МП, организовали протест местных жителей против выделения префектурой ЮВАО земли под строительство мечети. Затем в дискуссию активно вступили мусульманские деятели из Совета муфтиев России, среди которых немало авторитетных фигур. В ходе дискуссий ими ставится вопрос о необходимости строительства в Москве 150-200 мечетей. Неужели «православные активисты» не просчитали подобной ответной реакции? Или они для того всё это и затеяли?Кто перекрывает «дорогу к храму»? 
Но вот парадокс наших дней, о чём впору сказать: ни в сказке сказать, ни пером описать… Такая ответная реакция СМР была бы абсолютно понятной, если бы не одно обстоятельство. В прессе уже давно муссируется информация, что власти Москвы в своё время (и неоднократно!) выделяли участки СМР для строительства мечетей, но по каким-то непонятным причинам они так и не были построены. Протокольно чётко зафиксировал историю нереализованных в Москве проектов историк исламской общины Москвы, кандидат исторических наук Дамир Хайретдинов в отдельной статье энциклопедического словаря «Ислам в Москве» издательского дома «Медина». Это не эмоциональная журналистика, а сухая фактура для будущих историков. Суть такова: возможности были, проекты предлагались, но… в течение всего времени с развала СССР так и не воплотились в жизнь. Почему? Необъяснимо. Разве что снова призвать дух Булгакова, объяснившего, что «москвичей испортил квартирный вопрос». Но почему все иные конфессии именно в период демократического развития, при новых современных законах о свободе совести смогли и вернуть большую часть прежней собственности, и построить много нового? Мы совершенно искренне и серьёзно констатируем: никогда в истории Государства российского у мусульман не было таких прав, как начиная с 1991 года. Значит, причины надо искать не в «исламофобии законодателей» – а в конкретных деяниях конкретных лиц. Тем более, что в те же годы в Уфе и Казани, в Махачкале и Грозном (да и в менее крупных городах России) поднялись с нуля огромные, достойные и по вместимости, и по престижности соборные мечети. Почему, спрашивается, там это стало возможным, а в Москве, где мусульман явно не меньше в количественном отношении, где несравнимо больше денег и у городских властей, и в частном секторе – это было невозможно? Итак, вопрос: кто? Ответ, кажется, всем очевиден: градоправитель Лужков плюс его исключительный партнёр, взявшийся представлять всех мусульман страны. Мэр теперь волею Президента оставил свой пост – и Москва ждёт перемен. А мусульмане?

Депутат волгоградской областной думы Роланд Херианов обратился к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину с предложением приравнять служителей "традиционных" конфессий к государственным служащим.  По мнению депутата, священники в последнее время чувствуют себя стесненными в средствах, пожертвования не покрывают текущих расходов, поэтому православным священникам, имамам и раввинам следует платить зарплату из государственных средств, а также установить льготы на тарифы ЖКХ.  В настоящее время, полагает депутат, "получается, что люди, выбравшие в своей жизни путь служения Богу, несения окружающим высоких идеалов добра и внимания к ближним, становятся заложниками решения финансовых вопросов, вызывая среди прихожан стойкие мифы о корыстном духовенстве".  В местной епархии РПЦ к предложению снизить тарифы на услуги ЖКХ для культовых учреждений отнеслись с энтузиазмом, отмечает "Независимая газета".В настоящее время по российским законам церковь отделена от государства, которое, согласно конституции, является светским. Несмотря на это с 1 февраля 2010 года в вооруженных силах РФ должны были начать работать военные священники, оклад которых планировался в размере 20-25 тысяч рублей.Официальной реакции Кремля, правительства РФ и руководства РПЦ на предложение Херианова пока не поступало.  IslamRF.Ru

 IV Международный симпозиум «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе» открылся сегодня в Уфе. На это мероприятие прибыли делегации 18 государств, а в общей сложности участие в конференции, которая продлится два дня, примут около 200 человек, представляющие международные общественные организации, государственные, научные и духовные структуры.«Проблема, которая выносится сегодня на обсуждение, актуальна не только для нашей многонациональной республики, но и для страны в целом, — сказала заместитель премьер-министра правительства Республики Башкирия Зугура Рахматуллина. — В Башкортостане проводится взвешенная государственная политика, направленная на укрепление межнационального и межконфессионального благополучия, взаимодействие традиционных религий. И нам сегодня необходимо сотрудничать в этом направлении с другими регионами и странами, поскольку ислам, являющийся одной из традиционных религий Урала и Поволжья, служит связующим звеном между Россией и странами арабского мира».Нынешний симпозиум организован при активной поддержке Организации Исламская конференция (ОИК). Это уже четвертый раз, когда ее представители прибывают в Россию на столь масштабное мероприятие. Первые две конференции прошли в Татарстане, третья — в Уфе в 2008 году.«Надеюсь, наша совместная работа в течение двух дней поможет наладить тесное сотрудничество между ОИК с одной стороны, и руководством Башкортостана и научным сообществом республики с другой, — сказал Генеральный секретарь ОИК Экмеледдин Ихсаноглу. – Сегодня мы рассматриваем Россию и ее регионы в качестве наших стратегических партнеров. Наш интерес к вашей стране, ее культуре и истории заметно возрос после 2005 года, когда Россия получила статус наблюдателя при ОИК, и с каждым годом мы открываем здесь для себя что-то новое».  Работа секций симпозиума будет проводиться на базе Башкирского государственного университета. Сегодня делегация ОИК планирует также посетить Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Музей археологии и этнографии Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН, завод по производству стеклотары ООО «Русджам-Уфа». На завтра запланированы встречи с официальными лицами республики и председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином.

Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования и турецкий Центр исламских исследований намерены совместно издать Российскую исламскую энциклопедию.  «Российская исламская энциклопедия, ориентировочно в четырех томах, будет включать статьи, касающиеся истории, современного состояния и развития ислама в Российской Федерации, деятельности российских мусульманских организаций и исламских вузов», — сообщили корреспонденту «Интерфакс-Религия» в фонде.  Предварительно планируемый тираж энциклопедии — 5 тыс. экземпляров, оценочная стоимость проекта — миллион долларов. Финансирование будет распределено между Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования и Центром исламских исследований в равных пропорциях, отметил собеседник агентства.  Основой для издания станет 43-томная Большая исламская энциклопедия, которая в свою очередь будет издана в Турции при поддержке Центра исламских исследований. Как ожидается, работа по выпуску Российской исламской энциклопедии будет проведена в два этапа общей протяженностью в три года. На первом этапе будет осуществлена доработка, дополнение и перевод имеющихся статей на русский язык, а на втором — непосредственно печать данного издания.  Представители Центра исламских исследований уже провели предварительные консультации о возможности участия в проекте с редакцией Большой российской энциклопедии, руководством Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Института востоковедения РАН и Института стран Азии и Африки.

Эр-Рияд. 18 октября. ИНТЕРФАКС - Власти Саудовской Аравии разрешили провести первый в этой стране конкурс красоты для девочек. Местом его проведения стал священный город Мекка, пишет электронная саудовская газета "Аль-Марсад".Более тысячи человек пришли на конкурс, чтобы увидеть коронацию маленькой "принцессы".В присутствии многочисленных журналистов и фотографов четыре девочки из более чем 800 участниц получили награды в трех номинациях: победительница была объявлена "Маленькой королевой красоты-2010", а три другие получили аналогичные титулы, но с приставками - первой, второй и третьей степени. Как отмечает издание, подобный конкурс проводился в Мекке впервые за всю историю королевства, где до сих пор запрещено совместное обучение лиц противоположного пола, женщинам не разрешается водить автомобиль и выходить на улицу, не надев абаю, а мужчинам и женщинам, не состоящим в близком родстве, запрещено находиться в непосредственной близости друг от друга в общественных местах - даже в супермаркетах практикуются отдельные очереди для мужчин и женщин.

Сегодня в Минкультуры Чувашии состоялась деловая встреча министра культуры республики Розы Лизаковой с членом Общественной палаты Российской Федерации, директором Московского бюро по правам человека, правозащитником Александром Бродом. Во встрече также приняли участие Председатель Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики, первый заместитель Верховного муфтия России, член Общественной палаты Российской Федерации, Председатель Совета общественных объединений Чувашской Республики Альбир-хазрат Крганов и руководитель Регионального общественного объединения «Гражданская инициатива» Николай Косыев. Участники мероприятия обсудили вопросы взаимодействия Общественной палаты Российской Федерации и Минкультуры Чувашии. Роза Лизакова рассказала об опыте работы Министерства по сотрудничеству с национально-культурными объединениями и религиозными организациями республики в сфере сохранения этнической самобытности и развития национальной культуры народов, проживающих в Чувашии, формирования духовно-нравственных ценностей гражданина и общества, а также средствами массовой информации различных форм собственности. Александр Брод остановился на актуальных вопросах деятельности Общественной палаты России, Комитета по делам национальностей, акцентировал внимание на важность сохранения межнационального и межконфессионального согласия в стране.

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР