Жизнь махалли

06.10.2010 10:55 
16 сентября 2010 г. президент Республики Татарстан Рустам Минниханов встретился с участниками форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия». «Мечети и медресе – основа сохранения нации», – сказал он. Этот тезис во многом следует за тезисом, озвученным первым президентом РТ М.Ш. Шаймиевым и на Третьем съезде Всемирного конгресса татар 29 августа 2002 г.: «Повсюду, где живут татары, появились мечети и медресе». Мы искренне рады, что новый президент Татарстана заговорил языком, который мы настойчиво используем во всей своей религиозной, просветительской, научной деятельности с самых первых шагов. Не мы его придумали. Почитайте великого Тукая, для которого мечеть и мектеб или медресе при ней являются необходимым признаком каждого татарского аула. Это хорошо понимали и великие богословы, и одновременно классики нашей истории Шиабетдин Марджани и Риза Фахретдин. Слава Аллаху, так заговорили и президенты. В первой программе (платформе) Всетатарского общественного центра ВТОЦ (1988) и материалах Учредительного съезда комитета «Суверенитет» Татарстана (1990) понятие «Ислам» просто отсутствует. В докладе лидера ВТОЦ М. Мулюкова на V съезде ВТОЦ в феврале 1996 г. Ислам упоминается только в связи с возрождением государственности и доказательством необходимости равенства государственного статуса Татарстана и России: «1. В древности у нас были собственные государства. Империя татар, Великий Булгар, Золотая Орда, Астраханское, Крымское, Казанское, Сибирское, Касимовское ханства… 2. Мы живем во втором тысячелетии после принятия религии Ислама. Мы приняли свою религию раньше, чем русские». Один из лидеров ВТОЦ подполковник в отставке Рашат Сафин в программной статье «Национальное движение и религия» в 1997 г. утверждал: «Вкратце, нация (миллят) по сравнению с религией – это более широкое понятие… Нации жили, сменив религию, а без народа, без нации не может быть религии. Поэтому нация первична, а религия – вторична». В новом столетии стало понятно, что недооценка роли религии Ислама сыграла важнейшую роль в падении влияния национального движения. Попытка ВТОЦ использовать муфтиев в качестве игрушек в своих руках ничем хорошим не кончилась. Однако былые манипуляторы из числа работников отдела пропаганды и агитации Татарского обкома КПСС, комсомольских функционеров, бывших теоретиков «научного коммунизма» и «истории КПСС» позиционируют себя как специалистов по Исламу и истории татар. Они не знают ни языка Священного Корана, ни богословия и не работали в архивах. Как говорят мне мои кавказские коллеги: «Это не алимы, не светские ученые, а чиновники». Боюсь, что я не могу доказать обратное своим кавказским друзьям, которые одновременно называют мне имена своих высококвалифицированных коллег в Казани. При этом представители южных мусульманских республик России доказывают свои слова ссылками на Коран, труды алимов и научные источники. 
Несколько лет назад Всемирный конгресс татар в день празднования принятия булгарами Ислама устроил песни и пляски прямо рядом с Соборной мечетью Булгара сразу после хутбы. Возмущенный народ тысячами отхлынул от священного места. Сведение всей татарской культуры к псевдоСабантую с его праздношатающимися полупьяными толпами и русскоязычной программой также вряд ли имеет отношение к исконному булгарскому празднику плуга. На истинном Сабантуе пьяницам никогда не было места! Поэтому уже несколько лет мы внедряем практику возрождения нашего национального праздника, где наряду со спортивными играми для всех читаются молитвы, проводятся нравоучительные беседы, и праздник завершается всеобщей трапезой. Здесь собираются представители старшего поколения, имамы и трезвая национальная интеллигенция и все больше молодежи и детей, посещающих мектебы и медресе. Воистину, слова Рустама Минниханова «Мечети и медресе – основа сохранения нации» абсолютно верны. Только сохранить нацию смогут не бывшие «кызыл авызлар» (красноротые) – бывшие активисты-атеисты, а имамы, чиновники, бизнесмены, интеллигенты, верные религии и культуре своих предков. 
«Прости меня, святой Коран, 
Что я в тебе смыслю как баран» Это ироническое покаяние бывшего партработника периода перестройки создал классик дагестанской аварской литературы Расул Гамзатов. В стране гор все уже в массовом порядке грамотно читают намаз. Татарские же деятели предпочитают во всем обвинять имамов. Хочется их спросить, когда они последний раз читали намаз, им не хватает даже такта, чтобы надеть каляпуш или тюбетейку на съезд религиозных деятелей. Татарская культура в целом и литература, в частности, были созданы людьми, для которых нация и религия составляли единое целое. Последними в этом великом ряду были Амирхан Еники и Аяз Гилязов. Поэтому большую часть жизни их травила родная казанская пропаганда, да и зачастую братья по писательскому цеху. Сегодня от имени совести нации говорят люди, получившие все материальные блага от эпохи советской и неплохо пристроившиеся в эпоху рыночной экономики. Им было неплохо при Брежневе, потом они выступали за Татарскую союзную республику, затем за независимость, сейчас они представляют партию «Единая Россия» в Государственном Совете Татарстана. Молодежи трудно понять таких гибких деятелей. Что же для них ближе: Коран или баран, повторяя слова Расула Гамзатова. Один из идеологов ВТОЦа начала 1990-х гг. Дамир Исхаков честно сказал, что он не уважает муфтиев. Последние не уделили его словам никакого внимания. В начале 2000-х гг. возглавляемый Центр этнологического мониторинга при Всемирном конгрессе татар активно заявлял, что сделает все для недопущения сокращения численности татар в Башкортостане. Про это рассказывали лидеры национального движения в Уфе. Однако в итоге переписи населения 2002 г. количество татар за Иком упало на двести с лишним тысяч. Теперь перед новой Всероссийской переписью населения, намеченной на октябрь 2010 г., слова про неуважение имамов забыты. 

30 сентября 2010 года в Чебоксарах состоялось заседание Межведомственного координационного совета по сопровождению апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». На этом заседании участвовал и заместитель Председателя Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики по делам молодежи и образованию, ректор медресе «Гулистан» Ямалутдинов Наиль Аглеметдинович. На совещании участники были ознакомлены с аналитической информацией о готовности к проведению апробации комплексного учебного курса «основы религиозных культур и светской этики» в 2010 – 2011 учебном году. В ней, в частности, отмечалось следующее: - С 2009 года Чувашская Республика участвует в апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее –ОРКСЭ). С 1 апреля 2010 года 11285 учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений республики приступили к изучению курса ОРКСЭ. Выбор модулей данного курса по республике выглядит следующим образом: « Основы православной культуры» - 34,8 %; « Основы религиозных культур» - 32,8%; « Основы светской этики» - 30,6%; « Основы исламской культуры» -1,8%; До присутствующих довели информацию о выборе модулей родителями учащихся 4-х классов текущего учебного года по состоянию на 29 сентября 2010 года: « Основы светской этики» -36,9%; « Основы православной культуры» -36,0%; « Основы мировых религиозных культур» - 25,7%; « Основы исламской культуры» -1,4%. Мусульмане ЧР обеспокоены тем, что процент выбравших модуль «Основы исламской культуры» уменьшился с 1,8% до 1,4%. Сравнив эти цифры, мы пришли к выводу, что это связано с реструктуризацией основных школ в начальные, в частности, в Комсомольском районе в деревне Тат. Шуруты; в Батыревском районе в деревнях Кзыл-Камыш и Кызыл-Чишма дети пошли в школы соседних деревень. А в татарской деревне Полевые Бикшики обучаются дети из близлежащих чувашских сел. Поэтому эта школа избрала модуль «Основы мировых религиозных культур». В городских школах были случаи, когда в школе изъявили желание изучать один из модулей 2,3,4 человека, но дирекция посчитала, что желающих мало и выбрала общий единый модуль, потому что это связано с оплатой учителей. Мы считаем это действие неправомерным. Чиновники утверждают, что если даже один ребенок выберет модуль, его должны обучать по его выбору, это так по бумагам, но как его реализовать в жизнь? Заместитель Муфтия по делам молодежи и образованию Ямалутдинов.Н.А. обеспокоен тем, что если снижение процента изучения «Основы исламской культуры» будет продолжаться такими темпами, то к 2015 году составит 0%. Апробация учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» выносит на повестку дня волнующие родителей вопросы. Вопросы возникают не только в нашей республике, но и в других поликонфессиональных регионах. Вопрос остается открытым, надеемся что к завершению эксперимента будет найдено мудрое решение.

Москва. 4 октября. ИНТЕРФАКС - Межрелигиозный совет России выступил против принудительной стерилизации и принудительных абортов, возможность которых прописана в нынешнем варианте законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". 
"Законопроект не предусматривает уголовной ответственности за незаконную стерилизацию, а ряд статей документа устанавливает порядок принудительной стерилизации и принудительных абортов по решению опекунов или суда", - с сожалением констатируют религиозные лидеры в заявлении по итогам заседания Совета, прошедшего в понедельник в Москве. 
Они также обращают внимание на то, что в упомянутом законопроекте ребенка до момента рождения "предлагается цинично называть "продуктом зачатия" (ст.49, п.1). 
"Отдавая должное необходимости попечения о семье и детях со стороны государства, призываем ответственные органы власти, а именно министерство здравоохранения и социального развития и Государственную Думу, в чьих руках находится законопроект, обратить особое внимание на крайнюю сомнительность приведенных положений, а также на соблюдение прав родителей в области воспитания их собственных детей и права детей иметь полноценную семью", - сказано в заявлении. 
Религиозные лидеры считают, что использование неоднозначных и размытых трактовок таких понятий, как "здоровье человека" и "трудная жизненная ситуация", в условиях законодательно закрепленного права органов опеки забирать из семьи детей несет в себе серьезную опасность. 
"Призываем ответственные органы государственной власти, а также общественные организации и учреждения здравоохранения совместно обсудить данный законопроект с целью выработки положений, которые будут определять права семьи и ребенка, исходя из принципа, что наилучшее воспитание дети получают в полноценной семье", - говорится в заявлении Межрелигиозного совета. 
В заседании приняли участие глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, представитель Центрального духовного управления мусульман России Тагир Саматов, представитель главы Буддийской традиционной сангхи России в Москве Андрей Бальжиров, главный раввин Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России Адольф Шаевич, председатель КЕРООР Зиновий Коган, руководитель департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями и МЧС Аарон Гуревич, заместитель председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Магомед Албогачиев. 


Москва. 4 октября. ИНТЕРФАКС - Ведущие религиозные организации России предложили силовым структурам помощь в поимке преступников и охране общественного порядка. 
"Мы, представители традиционных религий России, приветствуем инициативы руководства страны, направленные на более эффективную защиту граждан. В свою очередь мы предлагаем содействие верующих в деле обеспечения правопорядка и профилактики преступности", - говорится в заявлении президиума Межрелигиозного совета России, принятом в понедельник в Москве.
Основываясь на опыте прежних лет, религиозные лидеры предлагают вести взаимодействие с правоохранительными органами в следующих сферах: работа с лицами, находящимися в пенитенциарных учреждениях; выявление преступной деятельности отдельных лиц или группировок; содействие граждан в поддержании порядка и соблюдения норм общественного поведения в жилых зонах. 
"Особую роль в обеспечении этой деятельности может сыграть молодежь религиозных общин, активная жизненная позиция которой позволит не только стимулировать совместную работу, но и подать пример многим молодым людям, беспечно прожигающим свои жизни", - сказано в документе.
Члены Межрелигиозного совета на сегодняшнем заседании отдельно рассмотрели проблему борьбы с распространением наркотиков. В частности, они обратились к руководству телеканалов с призывом предоставить качественно более широкие возможности как для светской, так и для религиозной антинаркотической пропаганды. 
"Сегодня многие знают, где и кто торгует наркотиками. Готовы предоставить информационные возможности наших религиозных общин для того, чтобы люди могли изобличать это зло, называя имена виновных в нем и публикуя соответствующие свидетельства", - сказано в итоговом документе встречи. 
В заседании Межрелигиозного совета России приняли участие глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, представитель Центрального духовного управления мусульман России Тагир Саматов, представитель главы Буддийской традиционной сангхи России в Москве Андрей Бальжиров, главный раввин Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России Адольф Шаевич, председатель КЕРООР Зиновий Коган, руководитель департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями и МЧС Аарон Гуревич, заместитель председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Магомед Албогачиев, а также заместителя руководителя Департамента обеспечения межведомственного взаимодействия ФСКН РФ Ольга Мишина.

Линар Якупов: «Традиционным банкам не хватает креативности»

[30-09-2010] Сочинские мусульмане не могут добиться выделения земли под строительство мечети. Они с нетерпением ожидают начала зимних Олимпийских игр 2014 года. Возможно, с их приходом в городе курорте возведут и соборную мечеть, так как среди спортсменов будет немало представителей мусульманских стран. На сегодняшний день правоверные совершают свои молитвы в подвальном помещении жилого дома в районе Адлера. Это единственное место, которое за 15 лет смогла получить в распоряжение глава мусульманской организации «Ясин» Равза Рамазанова. В подвальчике расположен также национально-культурный центр татар Сочи.
Единственная ближайшая мечеть находится в горном ауле Тхагапш, ежедневно ездить в который не представляется возможным, пишет «Татар-информ».
«Выделения земли под храм я стала добиваться 15 лет назад, после того как у меня умерла дочь. Оказалось, что многомиллионном городе нет обители Аллаха. Все это время я веду переписку, составляю обращения к руководству города и страны с просьбой о выделении участка под строительство. К сожалению, все эти чаяния безрезультатны», - говорит мусульманская активистка. О необходимости столь важного объекта мусульманские лидеры страны рассказали и президенту России Дмитрию Медведеву. Он поддержал идею строительства мечети, но, несмотря на это, вопрос о выделении земли до сих пор не разрешился. 
Руководство города порекомендовало во время Олимпийских игр привезти в Сочи разборно-щитовые дома вместе с имамами. После завершения зимней олимпиады их планируют разобрать. «Мечеть - это не цирк, и имамы не гастролеры погорелого театра», - говорит первый заместитель руководителя ЦДУМ России Альбир Крганов. По его словам, это не решение. Ведь мечеть должна быть в каждом населенном пункте, где живут мусульмане. 
Прихожане подвальчика все-таки надеются на то, что наряду с возведением многомиллиардных спортивных объектов найдется место и для маленькой мечети для приверженцев Ислама в Сочи.

*** Они надеются на обсуждение законопроекта на пленуме палаты
Москва. 29 сентября. ИНТЕРФАКС - Члены Общественной палаты РФ выразили несогласие с проектом заключения ряда коллег на законопроект о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. 
"Полагаем, что никакой серьезной "общественной экспертизы" в данном случае не проводилось, поскольку документ выражает интересы лишь определенного профессионального сообщества, желающего заблокировать передачу верующим культовых зданий и святынь", - говорится в заявлении членов палаты, переданном в среду в "Интерфакс-Религия". 
Авторы заявления считают необходимым обсуждение данного вопроса на пленуме Общественной палаты "с участием представителей религиозных общин и широкого круга общественности". 
Заявление подписали представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве санжей-лама Андрей Бальжиров, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, первый зампред Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов, литературный критик Валентин Курбатов, глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда, епископ Саратовский и Вольский Лонгин, президент редакции газеты "Известия" Владимир Мамонтов, глава российских пятидесятников епископ Сергей Ряховский, председатель синодального Отделапо взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, телеведущий Максим Шевченко, лидер парвославного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко. 
В свою очередь В.Курбатов заявил агентству, что в законопроекте решается не имущественный вопрос, а вопрос "духовно-интеллектуального выбора России на грядущее - какое место займет в ее судьбе Церковь и каковы будут пути взаимодействия музеев и Церкви, Церкви и мира". 
"Мы стоим на пороге духовного перелома и, может быть, впервые за историю - настоящего самосознания России. Именно поэтому считаем необходимым обсуждение данного вопроса на пленуме Общественной палаты", - подчеркнул собеседник агентства. 
Как сообщалось, некоторые члены Общественной палаты "по результатам общественной экспертизы" составили проект заключения на упомянутый законопроект. Они назвали последний противоречащим Конституции и поставили под сомнение сам "вопрос целесообразности принятия подобного законодательного акта".

Москва. 29 сентября. ИНТЕРФАКС - Первый зампред Центрального духовного управления мусульман России Альбир Крганов от имени единоверцев выразил благодарность бывшему мэру Москвы Юрию Лужкову за многолетние труды.
"Мы должны поблагодарить Юрия Михайловича за его работу, которую он проводил, будучи главой такого серьезного субъекта, как столица, - это визитная карточка нашей страны. Мы знаем, что в Москве, слава Богу, сохраняется дружба между разными народами и религиями", - сказал А.Крганов корреспонденту "Интерфакс-Религия". 
Муфтий подчеркнул, что очень много было сделано Ю.Лужковым и его командой в духовной сфере. 
"Во многом благодаря ему был построен храм Христа Спасителя, а на Поклонной горе к юбилею Великой Победы - храмовый комплекс: церковь, мечеть, синагога, остались и не решенные вопросы ", - сказал он. 
Новому руководителю столицы представитель ЦДУМ пожелал "продолжить этот курс" и с учетом многонациональности и многорелигиозности страны и столицы далее работать над тем, чтобы "превратить Москву в самый красивый и удобный для жизни город". 
В связи с недавними протестами против строительства мечети в Текстильщиках муфтий выразил надежду, что новый городской голова будет вести с религиозными организациями "позитивный, эффективный диалог в конструктивном ключе", так, чтобы решения принимались "коллегиально" и "были во благо нашей страны".

«И возвести людям о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят отовсюду» (сура «аль-Хадж», аят 27). Пророк Ибрагим спросил у Всемогущего Аллаха: «О, Господи! Как же я сообщу о начале хаджа народу? Ведь голос мой не дойдет до них?» Всевышний ответил: «Ты лишь объяви (о хадже). Мы же сами известим народ» (Мухтасар Ибн Касир, т. 2, с. 539).История становления хаджа как пятого столпа ислама уходит своими корнями глубоко в историю. Согласно исламским представлениям, история Мекки возводится к праотцу человечества Адаму (мир ему), который воздвиг Каабу с целью поклонения Господу, тем самым положив начало истории первого храма и образованию центра паломничества мусульман всего мира сегодня. «Воистину, первый дом, сооруженный для богослужения людей, — тот, что находится в Мекке» (Сура «Аль Имран», аят 96).  После того как Пророк Мухаммад (мир ему) известил людям о послании, ниспосланном ему Всевышним, обязавшее верующих совершить паломничество, хадж приобрел истинные очертания соответственно обрядам и правилам, описанным в Коране и Сунне Пророка (мир ему). Паломничество к Священной Каабе стало одним из столпов ислама, обязательным для тех, кто в состоянии совершить путь к ней.  И вот уже более 14 веков верующие со всех концов света каждый год, намерившись совершить хадж, оставив свои семьи, надеясь на прощение грехов, с желанием изменить свою жизнь после хаджа, не считаясь с расстояниями, трудностями и большими расходами, спешили лицезреть вблизи величайшие святыни своей религии, душевно очиститься и заслужить особый статус — статус паломника, тем самым заслужить пред своим Господом, а затем и перед народом значимое уважение и авторитет, приходят в святые места Мекки и Медины, повторяя пройденные пророками единобожия пути и обряды.  Хадж — это священный ритуал для каждого мусульманина, мечта порой несбыточная, хоть раз в жизни осуществить бы эту мечту! Его ждут, его жаждут, к нему готовятся всю жизнь. В период хаджа пустеют города и поселки не только Саудовской Аравии, но и многих ближних и дальних мусульманских стран. Миллионы людей тянутся в одну точку земного шара. Именно в ту точку, куда каждый день буквально обращены лица и молитвы более миллиарда человек, наполняя ее магнетической энергией круглыми сутками, целыми днями, месяцами, годами, веками...  С тех пор как простые смертные стали перемещаться на самолетах, совершить хадж стало под силу многим, даже немощным старикам и старушкам, были бы только деньги. Еще в XIX веке отправиться в дальний путь к святым местам могли позволить себе немногие — лишь самые смелые и выносливые. Впрочем, согласно исламу считается, что Аллах дарует прямую дорогу в рай тем, кто закончил свой жизненный путь во время совершения хаджа.  И с каждым годом, по мере усовершенствования технологии и передвижных средств, количество паломников увеличивалось, появлялись новые требования. Перед властями Саудовской Аравии становилась проблема размещения всех приехавших пилигримов, обеспечения их безопасности, питания и жилья. По этой причине Запретная мечеть в Мекке и мечеть Пророка в Медине расширялись и обустраивались. За всю историю существования 14-векового обязательства выполнения хаджа для мусульман реконструкция Мекканской мечети проводилась примерно 14 раз, и причиной тому почти всегда являлось увеличение числа паломников.  Сегодня властями Королевства Саудовской Аравии также ведутся работы по расширению дорог и мест проживания паломников во избежание давки и чрезвычайных случаев. Но, как показывает статистика последних 17 лет, избежать таких форс-мажорных обстоятельств не удается даже при сегодняшних технологических и прочих возможностях (см. таблицу 1.)  В наше время более 3 миллионов мусульман ежегодно собираются в святых местах ислама для совершения хаджа. Мы предлагаем вам посмотреть видео о планах на расширение мечети в Мекке (есть разные проекты). В презентации этого проекта говорится о том, как в будущем должен выглядеть Масджид аль-Харам. Планируется увеличить площадь комплекса для того, что бы одновременно вместить более 5 миллионов паломников. Конструкция будет устроена так, что с любой точки, где бы ни молился человек на территории мечети, перед ним будет видна Кааба. Мечеть примет вид большого круга (чем-то будет напоминать большой стадион) и от настоящего строения останется только Кааба по центру. За счет современных технологий появится возможность, открыв или закрыв большие ворота по всему периметру мечети, увеличить или уменьшить площадь тогда, когда это нужно (например: в рамадан и во время хаджа открываются эти ворота, как показано на видео).  С одной стороны, мы с пониманием относимся тому, что все это делается для удобства паломников. Однако, с другой стороны, главная святыня ислама может потерять свой истинный вид, который мы привыкли видеть. Предлагаем вам посмотреть это видео.  

15 сентября в Государственной Думе прошли парламентские слушания по законопроекту «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», находящемся на рассмотрении парламента. 

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР