Жизнь махалли

Сегодня стартовала перепись населения 2010 года. Через два года будут объявлены окончательные, официальные данные по переписи 2010 года. Традиционные конфессии России поддерживают эту необходимую акцию. В переписном листе как и ранее нет графы о принадлежности к религии. Хотя религиозные организации тоже хотели  знать отношение россиян к религии, по итогам  которых можно было  бы сделать свои выводы. Наконец все официально узнали бы, например сколько в Москве проживают мусульмане, или сколько в Казани проживают христиан, сколько в Санкт Петербурге Иудеев. А то  Совет Муфтиев говорит в Москве два миллиона мусульман  а другие 400 тысяч человек. Разные организации называют свои данные а точности нет. Росстат отвечает что, не было обращения религиозных организаций о включении данного вопроса в список. Возможно в предстоящей переписи эта графа и появится.  Перепись это не только инвентаризация материального состояния  но и анализ социального положения нашего общества, которая поможет всем представить более четкую картину жизни Россиян говорят представители  конфессий. За №1 по месту своего проживания принял участие в переписи муфтий Альбир хазрат Крганов, он  ответил на стандартные вопросы. Семья муфтия восемь человек родители, брат, супруга и трое детей., образование высшее светское и духовное. В графу номер семь о его национальности Альбир хазрата вписали татаром. Альбир хазрат призвал мусульман активно принять участие в переписи и рассказал переписчикам о нормах ислама по которым без разрешения хозяев нельзя входить в дом  и что хозяйка если она одна дома не имеет права впускать в дом мужчину не родственника, даже сантехника.  "Большинство переписчиков у нас женщины -это оказывается правильное решение"- сказала куратор по переписи Светлана Ивановна. 

Москва. 14 октября. ИНТЕРФАКС - Известный журналист Орхан Джемаль, освещающий тему религии в современном обществе, считает Совет муфтиев России не вполне дееспособной структурой.
Поводом для озвучивания такой оценки стало обсуждение перспектив строительства мечетей в столице, прошедшее в эфире радио "Эхо Москвы".
"Все истории строительства мечетей в Москве - они немножко провокационные, потому что на самом деле в Москве для обслуживания той массы мусульман, которая есть, нужно много небольших молельных домов. А здесь возводят редкие гигантские мечети, которые тешат только самолюбие мулл из духовного управления", - сказал О.Джемаль.
Продолжая свою мысль, он заметил, что Совет муфтиев - "структура не совсем дееспособная в силу как бы состава его участников, это правда". 
По мнению журналиста, мечеть, которую возводят на месте Соборной мечети на Проспекте мира, "превратилась в обычный долгострой".
На днях в Комитете по связям с религиозными организациями Москвы корреспонденту "Интерфакс-Религия" сообщили, что московским мусульманам в последние годы выделяли восемь участков под новые мечети, однако ни на одном из них мечеть построена не была.
"Москве нужно не восемь проектов, конечно, - были как раз те помпезные гигантские проекты, которые на самом деле никому не нужны. Думаю, что проблема упиралась не в выделенную территорию, а в финансирование этих проектов", - считает О.Джемаль.

Российские мусульмане обеспокоены инцидентом возле Соборной мечети в Москве. Напомним, 8 октября пути к Соборной мечети были перекрыты московской милицией и сотням мусульман удалось попасть внутрь и успеть к молитве с большим трудом — из-за оцепления сотрудниками правоохранительных органов.Имам Мемориальной мечети на Поклонной горе — автор множества книг об Исламе. В интервью Радио Свобода он рассуждает о том, почему в России мечетей меньше, чем в Китае, чего боятся московские чиновники, и каким должен быть новый столичный мэр.
– Вы были в пятницу у Соборной мечети?
– Нет. В это время я читал проповедь у себя в Мемориальной мечети. Я не сторонник собирать всю информацию, которая появляется в СМИ и часто не так достоверна. Я уточнил, что произошло у своего брата: оцепление милиции, сложность, особенно для пожилых, в том, чтобы добраться до мечети. Она всегда была открыта и в советские времена. Пожилое поколение мусульман-москвичей предпочитает ходить туда, поскольку мечеть находится рядом с метро. Им пришлось делать большой крюк, причем в спешке — чтобы не опоздать на молитву. Эти пожилые люди были недовольны. Но недовольства, возмущения мусульман не было. Мусульмане вообще очень спокойны по своей натуре, даже когда СМИ стараются преподнести все в самом ужасном виде.
– Городские власти или правоохранительные органы принесли извинения, объяснились?
– Мне об этих извинениях не известно.
– В Москве два миллиона мусульман и четыре мечети?
Мечетей, действительно, четыре. Кроме Соборной и Мемориальной мечетей есть мечеть в Отрадном и Историческая мечеть в центре Москвы у метро Новокузнецкая. Есть еще мечеть при иранском посольстве, но туда есть доступ только для работников посольства. Все четыре мечети, доступные для прихожан, очень маленькие: туда вмещаются от 500 до тысячи человек. Наша, на Поклонной горе, немного более вместительная, потому что мы все возможные помещения выделили для молитвы.
Если округлять цифры, один миллион мусульман — это только те, кто давно, поколении в пятом, живет в Москве. Второй миллион — это граждане России, которые за последние тридцать лет переехали в Москву. Наконец, еще несколько миллионов — это люди из Средней Азии, которые последние годы следят за чистотой и архитектурным обликом Москвы.
– В Нью-Йорке и Лондоне, где проживают около миллиона мусульман — более ста мечетей. Почему так?
– В России мусульмане — это коренное население. Ислам появился раньше Православия. Насколько я помню, в одном из выступлений президента было сказано о том, что тридцать восемь народов и национальности РФ исповедуют Ислам испокон веков. Речь не только о Кавказе, но и о Европейской части России. Татарский народ, например, исповедует Ислам более тысячи лет. Молодому же поколению за последние пятнадцать лет внушили, что мусульмане — это чуть ли не инопланетяне. Почему тогда в Лондоне и Нью-Йорке сотни мечетей? Видимо, мусульмане там — это в основном люди, приехавшие 30-50 лет назад, то есть некоренное население. Когда христиане куда-то едут, они стараются в первую очередь построить школу и церковь. Так и мусульмане: школу и мечеть. Думаю, сработал этот фактор.
– Но вы сами говорили, что один миллион московских мусульман — это люди, которые приехали сюда за последние тридцать лет. Они не построили мечети, как в Лондоне и Нью-Йорке.
– В России, есть привычка думать, что кто-то, например, государство, все построит за тебя. Шум, который поднялся сейчас из-за того, что мечетей в Москве не хватает, — Богом данная ситуация. Хотя бы миллион коренных москвичей-мусульман пробудился. Ведь возле мечетей тысячи людей молятся на улице. Большинство людей не приезжают в мечети, потому что это физически невозможно. 
Проблема строительства храмов существует и у христиан, и у мусульман. Я как москвич, и как верующий думаю, что дело в пробуждении людей. Весь этот шум сейчас, видимо, для того, чтобы москвичи взяли ручку и написали — каждый от себя — заявление на имя мэра, что для совершения праздничной пятничной молитвы нужно хотя бы сто более или менее вместительных мечетей, на 5-10 тысяч человек каждая. Дело в настрое самих людей. Когда желание у них появится, власти постепенно пойдут навстречу.
Есть у России и советское прошлое, когда и православные храмы, и мечети разрушались. В этом смысле интересен пример Китая. Там, как и у нас, двадцать миллионов мусульман. По официальным данным, только в Пекине более семидесяти мечетей, во всем Китае их тридцать тысяч. Когда я был там, молился в мечети в центре Пекина, которой более шестисот лет. Большая часть мечетей там — это старинные здания, которые расположены по соседству с небоскребами. Те двадцать миллионов мусульман — это в основном китайские роды, которые стали мусульманами более тысячи лет назад. Мне сказали, что в самые тяжелые коммунистические времена мечети в Китае не разрушали, максимум — временно закрывали.
– В 2005 году председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил, что собирается построить одиннадцать мечетей в одиннадцати районах Москвы. Вам известно о таких планах?
– Об этом много говорили, в том числе Юрий Лужков. Было написано множество официальных писем. На недавнем собрании муфтиев поднимался вопрос о том, что в 2005 году дополнительные храмы у мэрии Москвы запросили и православные священники, и муфтии. Православной церкви одобрение дали: 200 новых храмовых комплексов будет построено в Москве вдобавок к тем 900, которые имеются. Муфтий сказал, что до сих пор, несмотря на всю переписку, результатов никаких нет.
– Почему? Чиновники не говорили «нет», просто дело кончалось бюрократической волокитой?
– Да. Любой чиновник, как бы он ни насмотрелся телевизора, где так много ужасного говорилось последние 15 лет, видит мусульманские имена и фамилии, знает, что у него сосед татарин или чеченец и что Россия — это как минимум 38 национальностей, исповедующих Ислам. Как он может вычеркнуть 20 миллионов мусульман из своей головы? Ни один здравомыслящий чиновник так сделать не сможет.
– Тем не менее, знаний ему, очевидно, не хватает, чтобы дать четкое согласие на строительство мечетей.
– Он все-таки смотрит ужасы по телевидению, поэтому довести дело до конца не может. Перестраховывается. Думаю, поможет всестороннее просвещения: тогда придет ощущение того, что мы находимся в многонациональном и многоконфессиональном государстве и должны беспокоится не только о своем кармане, но и будущем наших детей, и целостности и процветании нашего государства.
Есть важный айят в Коране. Если то равновесие, которое Господь установил на земле, нарушится, будут разрушаться церкви, синагоги, мечети и монастыри. Наши бабушки и дедушки видели разрушение этого равновесия, за которым в послереволюционный период как раз были разрушены церкви, синагоги, мечети и монастыри. В немалой степени ответственность за это равновесие лежит на чиновниках.
– На нового мэра надеетесь?
– Его еще не выбрали. Каждый верующий надеется на бога и на свои силы. Если мэр и любой другой чиновник будет эрудирован и грамотен, он пойдет навстречу людям вне зависимости от их конфессии и национальности. Тогда и надежды могут быть.
– В Тюмени 10 октября был убит имам новоуренгойской мечети Исомутдин Акбаров. Говорили, что мечеть хотят снести...
– Любое преступление должно изучаться всесторонне. Мне сложно скзать, убили ли его именно потому, что он был имамом.
– О дискриминации речи не идет, только о незнании?
– Я не сторонник слова «дискриминация». Если есть процесс развития личности, есть и понимание. Но дискриминации, думаю, нет.
– Все-таки сколько мечетей нужно Москве — сто?
– Сто мечетей — это только для москвичей-мусульман, то есть для двух миллионов человек, без гостей столицы. Но я сторонник того, чтобы это были не убогие здания, а украшения этого города: пусть в черте города, пусть за МКАДом. Рядом можно разбить прекрасные парки… Думаю, тогда Москва в рейтингах столиц сильно поднимется. Елена Власенко

Вчера в Москве состоялось общее собрание членов Некоммерческого партнерства «Совета по исламскому образованию», проводимое при финансовой помощи Фонда поддержки исламской культуры науки и образования.Как пишет газета «Рисалят-Послание», из 26 приглашенных исламских учебных заведений присутствовали почти представители всех организаций. Все участники изъявили устное желание войти в состав совета. Некоторые написали заявления и подали необходимые документы. Остальным было предложено подготовить пакет документов в течение месяца.В ходе работы участники общего собрания с небольшими поправками утвердили Концепцию  развития Совета по исламскому образованию об унификации  учебных программ, создании единой исламской образовательной системы и использовании богатого духовного наследия российских мусульман.Кроме того, члены совета приняли план работы на 2010-2011 годы и ознакомились с проектом Единого образовательного стандарта высшего среднего и начального исламского образования.Для четкого разделения работы между вузами и средне-специальными учебными заведениями было решено в рамках Совета по исламскому образованию создать учебно-методические отделы для высшего и среднего уровней образования. Председателем учебно-методического отдела по высшему образованию единогласно избрали ректора Российского исламского института (Казань) Рафика Мухаметшина, а по среднему образованию - ректора Северо-Кавказского университетского центра Максуда Садикова. В работе собрания принял участие и ректор медресе "Гулистан" ДУМ ЧР Наиль хазрат Ямалутдинов.


Государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев примет участие в 186-й сессии исполнительного совета ЮНЕСКО в Париже. На ней представители более 50 стран обсудят ряд важнейших проблем в области культуры. "Я сегодня вылетаю в Париж, где мне доверено выступить с докладом от России", - приводит «Интерфакс» слова Шаймиева. "Несомненно, я расскажу на сессии и о совместном с федеральным центром широкомасштабном проекте восстановления исторического облика памятников православия и ислама - острова-града Свияжск (заложен как город русским царем Иваном Грозным в 1551 году) и древнего города Болгар (место официального принятия ислама Волжской Булгарией в 922 году)", - сообщил Шаймиев. Отметим, что Болгар и Свияжск в настоящее время рассматриваются комиссией для вхождения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Москва. 12 октября. ИНТЕРФАКС - Президент РФ Дмитрий Медведев выступает за установление прочного межрелигиозного диалога, в том числе на Северном Кавказе.
"Государство будет всячески этому способствовать, естественно, не вмешиваясь в религиозную деятельность, а создавая лишь необходимые условия для того, чтобы человек любой веры мог свободно совершать службу", - сказал он во вторник на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом ФРГ Кристианом Вульфом. 
По словам главы государства, "наша страна, как и любые другие страны, сталкивается с проявлениями религиозного экстремизма с использованием псевдорелигиозной эквилибристики для достижения политических целей". 
"Мы не можем к этому относиться безучастно и внимательно отслеживаем процессы, которые происходят в этой сфере. Наиболее проблемной для нас является, конечно, ситуация на Северном Кавказе", - отметил Д.Медведев. 
Он подчеркнул, что на Северном Кавказе "в силу разных причин в определенный период возникли противоречия, потребовалось использование различных способов для достижения успокоения и восстановления нормального межконфессионального диалога". 
При этом президент РФ напомнил, что на Северном Кавказе проживают представители разных религий - и ислама, и христианства. "Естественно, между ними должен идти нормальный, продуктивный диалог, тем более что представители разных религий на протяжении столетий жили бок о бок и достигали очень неплохих результатов", - сказал Д.Медведев.

12 октября мусульманская общественность России отметит 80-летие со дня рождения известного татарского исламского ученого, первого главного казыя Республики Татарстан и проповедника ХХ века Габдулхака Саматова. 
В связи с этим в Казани, в конференц-зале Духовного управления мусульман пройдут I Саматовские чтения. На этих чтениях предполагается обсудить важные вопросы, связанные с изучением ханафитского богословского наследия, историей ислама у татар в постсоветский период, этническими и региональными особенностями мусульманской культуры у татар, изучением богословского наследия и деятельности этого великого мусульманского деятеля. 
В рамках I Саматовских чтений состоится презентация книги о Габдулхак хазрате Саматове и присуждение премии его имени «Рухи мирас». 
Ожидается, что на Саматовские чтения приедут муфтии и богословы из других регионов России, которые выступят с научными докладами, сообщает пресс-служба ДУМ РТ.

Альбир-хазрат Крганов, муфтий Чувашии, член ОП РФ полагает, что телевизионщики обязаны считаться с общественной критикой, особенно когда она исходит от людей, которым небезразлична культура и духовное состояние своих сограждан. 
«Представители средств массовой информации, их руководители должны понимать, что они не просто зарабатывают деньги, но и сильнейшим образом влияют на массовое сознание, прежде всего молодёжи. Многие люди охотно впитывают «телевизионные» ценности, перенимают оттуда стиль человеческих отношений. Поэтому на телевидении особенно важен моральный аспект работы», - отметил он. 
«На мой взгляд, средства массовой информации нельзя огульно обвинять: есть и хорошие телеканалы и передачи. В остальном, то, что происходит на телевидении, - это отражение и проявление болезни самого общества», - заметил Альбир-хазрат. 
«В отношении программы «Дом-2», конечно же, беспокоит то, что руководство телеканала никак не хочет считаться с мнением общества, но отстаивает её законность. С одной стороны, что не запрещено законом, то разрешено; с другой – существуют этические нормы, которыми опасно пренебрегать в видах здоровья самого общества. Нельзя понимать свободу как вседозволенность. Нужно налаживать нормальный диалог между властью, СМИ и обществом», - заключил  муфтий Чувашии. 

Министр культуры, по делам национальностей, информационной политике и архивного дела Чувашской Республики Р.М.Лизакова провела совещание по теме деятельности библиотек республики. На совещании обсуждались вопросы популяризации чтения книг и нахождения новых форм активной деятельности библиотек. Интернет обеспечение библиотек также привлекает много читателей - было отмечено на совещании. Примером инновационного, современного подхода является деятельность Национальной библиотеки в Чебоксарах оснащенная всеми необходимыми аксессуарами и персоналом. Там и библиотека для незрячих, свод законодательных актов, консультация по праву, аудио звуковой зал, зал национальной книги, фонд старинных книг, профессионализм библиотекарей. Там же проходят выставки известных художников и многое другое. На совещании библиотекарей принял участие и заместитель муфтия по делам молодежи и образованию, ректор медресе «Гулистан» Н.А.Ямалутдинов. Наиль хазрат подтвердил что, после посещения библиотеки делегацией ДУМ ЧР появилось желание передать некоторые старинные книги в фонд библиотеки и возможно создать зал исламской культуры. Старинные книги несут в себе свет и глубокую историю, к ним нужно бережливо относится, а здесь для книги созданы все условия. Но, к сожалению, в последние время издавались и некоторые книги религиозной тематики сомнительного происхождения, без обозначения авторов и адресов типографии. Сегодня растет интерес читателей к религиозной произведениям и периодике, безусловно современные библиотеки должны иметь достаточное количество произведений и священных книг о традиционных конфессиях, но хорошо было бы до приобретения библиотеками книг религиозного характера предварительно соответственно согласовать их в Епархии и Духовном управлении- сказал ректор Наиль хазрат Ямалутдинов. 

К 700 - летию образования улуса и принятия ислама Золотой Ордой в качестве государственной религии 
Новости - История 
07.10.2010 года 
Летописные источники свидетельствуют, что в 1312 году хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды и получил новое имя Султан Муххамед. Согласно различным источникам, он принял ислам от суфийских шейхов тариката иасавийа. В "шаджрат аль-атрак" говорится, что после восшествия на престол в течение 8 лет он проводил жизнь со своим илем и улусом в странах северного Дешт-и-Кипчака. На время, пока строилась столица нового улуса Сарай аль-Джадид, хан перебрался в город Нуриджан (современное село Наровчат), который переименовал в город Мохши. Позднее к нему добавился эпитет "аль-Махруса", что означает "Мохши Богохранимый". Сюда же, после смерти хана Тохты и упадка Укека (под Саратовым), был переведен монетный двор, где лили серебряные дирхемы и медные пулы. По сути улус Мохши (в русских летописях Наручадская Орда) являлся политическим центром Золотой Орды. Время правления хана Узбека историки называют эпохой наивысшего расцвета городской культуры и подъема военной мощи Золотой Орды, укрепления ее международного авторитета в странах Азии и Европы. 
На территории Наровчатского района Пензенской области обнаружено много археологических памятников раннего средневековья, относящихся к 13-14 векам. Один из районов Наровчата, где скрыты под землей фундаменты архитектурных строений, имеет местное название "мизгить", которое в переводе с татарского означает "мечеть". В этом месте еще сохранились границы мусульманского кладбища с мечетью и мавзолеями. 
Такие памятники имеются в самом Наровчате и его окрестностях в достаточном количестве. В Наровчатском краеведческом музее есть план, где все археологические объекты отмечены, но местные власти не хотят афишировать информацию, поскольку начнется "паломничество" черных археологов. Ученым эти памятники известны. Иногда, чисто в научных целях, они их "вскрывают" и обследуют, а затем закапывают. Когда возникает необходимость поднять тот или иной памятник, то жителей, на частных владениях которых планируются археологические работы, заранее предупреждают, чтобы не засевали картофель или другие культуры. 
Ученые всегда считали, что мохшинские монеты датируются 1313 годом, но сейчас нашли динар 1309 года. Находка свидетельствует о том, что в тот период здесь было городское поселение. Возможно и раньше. "Наличие в городе мечетей, мавзолеев, караван-сараев, посольских представительств и общественных бань из резного камня и кирпича свидетельствовало о высоком экономическом развитии Мохши. Причем каждый кирпич имел индивидуальное клеймо с арабской символикой", - рассказал IslamNews директор Наровчатского краеведческого музея Александр Сохряков. 
"Интересный случай связан с остатками мечети, которые хранятся в нашем музее, - добавил он. - 12 июня, когда вся страна отмечает день России, мы празднуем день основания Наровчата. Во время этих празднеств к нам часто приезжают делегации из Казани. Один из ее представителей, увидевший резные камни, пришел от них в такой восторг, что сразу совершил около них намаз. Пока делегация находилась в Наровчате, он приходил молиться еще два раза, но денег за вход мы уже с него не брали". 
Хотя с 1926 года Наровчат имеет статус села, все жители райцентра знают, что 700 лет назад на его месте стоял город. Поэтому считают себя горожанами. Когда их в окрестных селах спрашивают: "Вы где живете? - они всегда отвечают: "Мы живем в городе". 
При археологических раскопках в годы советской власти в Наровчате были обнаружены фундаменты трех белокаменных мечетей. Одна из них была построена по образу и подобию соборной мечети в Булгаре. Но самое интересное, что строительным материалом для мечети служил белый резной известняк, который на территории Наровчатского района не встречается, а это указывает на то, что такую роскошь могла себе позволить только мусульманская знать: шейхи, сеиды и факихи. Возможно, что именно в Мошхи хан Узбек и принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды. 
Пензенский археолог Геннадий Белорыбкин показывал мне медные пулы. На них по-арабски было написано слово "Мохши". В переводе с древнеиранского оно означает "быстро текущая река". Даже одна монета говорит о многом. Если же прочитать все найденные монеты, можно почерпнуть из них много полезной информации. Известно, что более половины обнаруженных в Наровчате джучидских монет были связаны с именем хана Узбека, - сообщил IslamNews первый заместитель муфтия ЕДУМ Пензенской области Абдуррауф Забиров. 

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР