Жизнь махалли
Сегодня, 22 августа, в Раменском городском округе Московской области состоялось торжественное событие: официально вступил в должность Главы Раменского городского округа на следующие пять лет Николай Ханин.
В торжественном мероприятии приняли участие Муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов и имам Раменского городского округа Давуд хазрат Бисултанов.
Муфтий Московской области от имени Духовного собрания мусульман Московской области поздравил Николая Ханинина со вступлением на должность, пожелал Божьей помощи и сил трудится во благо народа и процветания нашей Родины.
Дауд хазрат Мухутдинов также выразил готовность к взаимодействию и участию во всех общественно-полезных мероприятиях и вносить свою лепту в укрепление этноконфессиональной дружбы, патриотического воспитания молодежи и работе с мигрантами.
Церемонию вручения должностного знака как символа власти Главы Раменского городского округа провел председатель Совета депутатов Раменского городского округа Юрий Ермаков.
Глава Раменского городского округа принес присягу: «…Обязуюсь соблюдать Конституцию Российской Федерации, Устав Московской области, Устав Раменского городского округа, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности, опираясь на принципы чести, совести, уважая права и достоинство человека».
Николая Ханина, вступившего в должность Главы Раменского городского округа, приветствовали присутствовавшие на церемонии депутаты Государственной Думы, члены фракции «Единая Россия» Роман Терюшков и Александр Толмачев, заместитель Председателя Московской областной Думы Игорь Чистюхин, депутат Московской областной Думы, член фракции «Единая Россия» Игорь Коханый и заместитель Председателя Общественной палаты Московской области Татьяна Дмитриева.
В торжественном событии принимали участие ветераны, члены Администрации Раменского городского округа и руководство структурных подразделений администрации, руководители учреждений, предприятий и общественных организаций округа.
Сегодня, в благословенный пятничный день, муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов встретился с мусульманской общиной г. Кашира. Муфтий провел пятничную молитву и выступил с проповедью перед прихожанами.
Вместе с общиной города муфтия встречал имам местного прихода Абдулмаджид хазрат Курбанов.
В своей проповеди муфтий рассказал о смысле жизни, воспитании благого нрава и предопределении судьбы и отметил, что всё в мире происходит по воле Всевышнего и мусульмане не должны отчаиваться, поддаваться пессимистическим настроениям. "Во всем важно уповать на Всевышнего и искренне подходить к решению любых вопросов", - отметил Дауд хазрат.
Он также напомнил о важности воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к нашей стране.
Имам г. Кашира Абдулмаджид хазрат Курбанов поблагодарил муфтия за визит и духовную поддержку общины и отметил, что подобные встречи и системная работа с мусульманами способствует гармонизации этноконфессиональных отношений, формированию общероссийской гражданской идентичности и вносит большую лепту в профилактику идеологии экстремизма, терроризма, неонацизма, а также протестных и аппозиционных настроений.
Он подчеркнул, что опека, внимание и участие в жизни верующих, во многом, способствует тому, чтобы мусульмане не попадали под влияние различных радикальных и деструктивных сил.
В пятницу желательно (сунна) соблюдать пост (выразив соответствующее намерение накануне вечером). Но нежелательно соблюдать пост только в пятницу, следует поститься в четверг и пятницу или в пятницу и субботу. Также желательно раздавать добровольные пожертвования (садака), постараться обрадовать близких, посещать родственников, особенно родителей, навещать больных, посещать могилы близких, готовить для себя и гостей вкусную пищу.
С рассвета желательно совершить полное ритуальное купание, постричь волосы и ногти, надушиться благовониями и надеть чистую (лучше новую) парадную одежду, т. е. заняться личной гигиеной. Рекомендуется принять участие в собраниях, где ученые-богословы рассказывают о нашей религии.
Для дееспособных, свободных и достигших половой зрелости мужчин является обязательным (фарз) участвовать в коллективной пятничной молитве, если они проживают в населенном пункте, где совершают эту пятничную молитву. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выполнение пятничного намаза — обязательство для каждого мукалляфа (совершеннолетнего и умственно полноценного мусульманина, если он не имеет уважительной причины, позволяющей не участвовать в пятничном намазе)».
Чтобы пятничная молитва считалась действительной, в ней должно участвовать не менее сорока человек, владеющих правильным чтением суры «Аль-Фатиха» и других молитв. Также его нужно завершить до конца времени обеденного намаза. В каждом населенном пункте он выполняется коллективно в одной соборной мечети, во время полуденного намаза. То есть вместо четырех ракаатов полуденного намаза выполняются только два ракаата. Если соборная мечеть переполняется и не вмещает всех прихожан, то только тогда допускается совершение пятничного намаза в другой мечети.
Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до ее окончания.
На пятничную молитву лучше отправиться пораньше. Согласно хадису, тот, кто отправится на пятничную молитву в течение первого часа дня, получит воздаяние как за раздачу в виде милостыни верблюда, кто отправится во втором часу дня – как за быка, в третьем – как за барана, в четвертом – как за курицу и в пятом часу – как за яйцо.
Для совершения пятничного намаза сунной является занять место в первом ряду. Пятничный коллективный намаз способствует объединению и единству мусульман, укреплению уз братства и дружбы между ними. Он также служит искуплением за грехи мусульманина, совершенные им в течение недели.
Внимание, вас снимает скрытая камера
Сегодня на видео, можно сказать, снимается всё и вся. Почти везде стоят камеры и люди постоянно под прицелом видеообъективов. И, что удивительно, это дисциплинирует людей. Каждый водитель знает, что, если он нарушает правила, видеокамера не будет «закрывать глаза» на это. Или взять другой пример: в гастрономах заметно снизились случаи воровства, после того как появилось видеонаблюдение. Страх перед наказанием или общественным осуждением становится серьёзным сдерживающим фактором. Хотя страх перед Богом должен был сильней удерживать людей от непристойного поведения. Ведь известно, что Всевышний видит все наши деяния и знает обо всём, от Него ничего не скроешь.
Каждый из нас, перед тем как сфотографироваться или сняться на видео, начинает поправлять причёску и приводить себя в порядок. Это говорит о том, что каждый хочет выглядеть хорошо на фотографии или на видео и предстать перед вторичной публикой в безупречном виде, лучше, чем в реальности. Фоторедакторы типа «фотошоп» помогают это сделать в полной мере, лишь бы была фантазия, и любой «гадкий утёнок» превращается в прекрасного лебедя. Также мы знаем, как меняется речь, поведение, походка и даже выражение лица человека, когда он попадает в поле зрения видеокамеры. Интернет переполнен роликами, где люди позволяют себе сумасбродные действия, которые они никогда бы не сделали, если бы знали, что их снимают на камеру, или если бы знали, что данное видео станет общественным достоянием.
Воплощение добра и зла одновременно
Фото и видео – это, конечно, и благо, и зло одновременно. Сколько ужасного, грязного и непристойного было снято на фото и видео с момента изобретения этих устройств. Сколько людей деградировало, было развращено после появления порно-продукции.
И, конечно, было зафиксировано много прекрасного и необходимого для человечества материала. Мусульмане получили возможность увидеть святыни Ислама, Каабу, Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мечеть аль-Акса и многое другое на фотографиях, а позднее и в видеоформате, а сегодня можно смотреть в он-лайн режиме, как совершаются молитвы в этих святых мечетях.
Для призыва людей к умиротворению и божественной гармонии на Земле видео является неоценимым даром. Видеопроповеди исламских учёных ставят заслон экстремизму и сектантству, раскрывают сердца верующих для истины и направляют их к миру и созиданию.
По достоинству нужно оценивать возможность, данную нам Богом, и воздавать Ему хвалу посредством хороших телепередач, документальных фильмов и видеороликов на полезную тематику.
Проявлением чёрной неблагодарности стоит считать просмотр фото- и видеопродукции порнографического или эротического содержания. Ведь даже взор на чужих женщин для мусульман непозволителен.
Мусульманин должен сдерживать себя от взгляда на всё запретное. Глаза даны человеку, чтобы видеть всё прекрасное, осознавая при этом величие и могущество Всевышнего Творца, лицезреть Которого будет дана возможность праведным рабам в вечной обители – в Раю.
Не фотографируйтесь, если вы не одеты
Исламские учёные предупреждают: «Берегите как свои взоры, так и объективы камер от записи запретного».
Часто бывает так, что люди снимают видео дома, а потом забывают его стереть, и оно каким-то образом попадает в Интернет.
Девушкам не стоит фотографироваться, если они не закрыли свое тело и тем более отправлять такие фотографии парням. Нет гарантии, чтобы ваши фотографии не попадут куда не надо. Сколько случаев, когда парни и девушки общаются, обмениваются фотографиями и потом шантажируют девушек и угрожают слить их в интернет пространстве. Это конечно крайне не допустимо, более того это преступление. Нельзя без разрешения использовать чужое фото, тем более распространять, порочить честь и достоинство людей.
Можно пополнить список того, чего не следует делать ещё многими пунктами. Например, нельзя следить за людьми и направлять на них камеры, когда они переодеваются или купаются и т. д. Если даже случайно на камеру попали такие моменты, нужно их срочно удалить.
Каждое слово и каждый ваш шаг снимается на камеру
Современному человеку уже приходится привыкать к тому, что его постоянно снимают на видео. Но такое чувство у искренних мусульман было всегда. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) научил человечество всегда совершать благодетель и при этом быть искренним во всём, как будто мы видим Господа. Хотя мы и не видим Его, Он всегда видит нас.
Также мусульмане всегда знали, что за каждым человеком непрерывно следят два «оператора», которые фиксируют каждое действие. И только с последним вздохом человека они выключают «камеры».
Ракиб и Атид – два ангела, которые постоянно находятся вместе с человеком и записывают все его хорошие и плохие деяния. От них не скроешься даже в самом тёмном уголке.
Наша задача постараться сделать так, чтобы в Судный день на носителях информации, которые представят наши ангелы, оказался только первоклассный материал.
Да поможет нам Аллах презентовать через «объектив» только позитив.
Муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов принес соболезнования дагестанскому народу в связи с трагедией в Махачкале.
Разделяя горечь невосполнимой утраты, от имени мусульман Московской области и от себя лично выражаю искренние соболезнования родным и близким погибших.
Коллектив Духовного собрания мусульман Московской области скорбит вместе с родными и близкими погибших в результате трагедии в Махачкале. Поистине, все мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. Молим Всевышнего упокоить души погибших под сенью Своей безграничной Милости, а также желаем скорейшего выздоровления всем пострадавшим.
Да ниспошлет Всевышний прощение Свое всем погибшим и удостоит их высокими степенями в Мире Вечном и обрадует садами Рая.
Напомним, в результате взрыва АЗС в Махачкале погибло и пострадало большое количество людей. 15 августа в Дагестане объявлен днем траура.
У нас одна страна на всех, одна родина, другого нам не надо. И мы все единый российский многонациональный и многоконфессиональный народ.
Мы из покон веков живем в многонациональной, многоконфессиональной, поликультурной среде. Мы все разные, но у нас у всех общая история, общая культура, общие человеческие ценности и нас объединяет, опекает и защищает великая наша страны Российская Федерация. По воле Всевышнего, в радостях и трудностях наших предков навсегда связала общая судьба.
Понимание, любовь и уважение к духовному и культурному многообразию нашей страны и есть патриотизм в понимании мусульманина.
Эти принципы мы доносим до мусульман в наших проповедях и встречах, так мы стараемся воспитать наше подрастающее поколение.
Поистине, первое, чего требует от нас Родина – это доброе и хорошее отношение к ней. Мы должны приносить пользу и делать добро соотечественникам для того, чтобы все граждане любили свою землю. Ведь, поистине, Родину любят из-за людей, которые там проживают, от того, как они относятся друг к другу.
Когда мы призываем к благому и остерегаем от плохого, делая добрые наставления ради своей страны, мы совершаем огромное благодеяние по отношению к Родине, увековечивая её историю.
Давайте стразу же процитируем аят Всевышного Корана и расскажем о его смысле, это 13 аят суры «Аль-Худжурат».
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
(смысл): «О люди (это обращение ко всему человечеству)! Поистине, Мы создали вас из (одного) мужчины Адама и (одной) женщины Хаввы и сделали вас разными народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине, самый почтенный лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом – самый остерегающийся грехов и боится наказания Божьего. Поистине, Аллах – знающий, сведущий о явном и скрытом!» (сура «Аль-Худжурат»: 13).
По сути все люди братья и сестры, дети одних родителей.
По воле Творца мы являемся разными народами и предписал нам Господь жизнь на одной планете, чтобы мы вместе взаимодействовали, созидали и творили.
В Коране в суре «аль-Бакара» человеку гарантируется свобода вероисповедания. Это с полной ясностью указано в 256 аяте, смысл которого: «Нет принуждения в религии».
Каждый верит по своему, но каждый из нас обязан уважать право другого на свободу совести. И не допустимо притеснение и рознь по этноконфессиональному признаку.
По этому нужно ценить этноконфессиональное многообразие, уважать и учиться друг у друга, развиваться духовно, стремиться к совершенству.
Пятница – лучший и священный день недели и праздник для мусульман.
Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к молитве в пятницу, то поспешите к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела – так будет лучше для вас, если бы вы только знали» («Аль-Джуму’а», аят 9).
В благородном хадисе также говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, все доброе».
Пятница начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятничный день, то есть священными являются пятничный день и ночь накануне.
Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), пятница является более благим днем, чем даже праздничные дни (праздник жертвоприношений – Ид аль-адха, и праздник окончания поста – Ид аль-фитр), а также день Ашура.
Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день. Поэтому в нем многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.
В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама, в нем же Он переселил его на Землю, и умер Адам в пятницу.
В течение пятницы существует особый промежуток времени, когда Всевышний Аллах принимает наши мольбы. Но Аллах утаил его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались поклонением Ему, ибо богослужение в этот день высоко ценится.
Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ночи могущества и предопределения – Лайлат аль-кадр.
В пятничную ночь Всевышний Аллах освобождает от огня Ада шестьсот тысяч человек. Верующий, который умрет в эту ночь, получит вознаграждение шахида, павшего на пути Аллаха, и будет защищен от могильных мук.
Ангелы называют пятницу днем обилия, потому что Всевышний Аллах в этот день одаривает Своих рабов безграничными милостями и благами. Этот день следует посвятить деяниям для вечной жизни. Конец Света также наступит в пятницу. А обитатели Рая будут наслаждаться высшим наслаждением – будут лицезреть особым зрением Всевышнего Аллаха – тоже по пятницам.
Начиная со времени предзакатного намаза в четверг, желательно готовиться к пятнице. В это время принимается и мольба. В ночь на пятницу и днем желательно благословлять Пророка (мир ему и благословение) не менее 300 раз. В хадисе сказано: «Самым ценным днем недели является пятница, в этот день многократно благословляйте меня, ибо ваши благословения доходят до меня».
Находиться на родной земле есть огромное благо, а быть на чужбине – это горе и печаль. Когда мы отдаляемся от Родины, тоска одолевает нас, а когда боимся за неё, мы просим Всевышнего защитить её. Родина – это кусочек нашей плоти и частичка нашей души. Невозможно разумному человеку избавить своё сердце от любви и тоски по ней.
Посланник Аллаха ﷺ назвал отдаление от дома мучением и завещал нам быстрее возвращаться домой, сказав:
السَّفَرُ قِطْعَةٌ مِنَ العَذَابِ، يَمْنَعُ أحَدَكُمْ طَعَامَهُ وَشَرابَهُ وَنَوْمَهُ، فَإذَا قَضَى أحَدُكُمْ نَهْمَتَهُ مِنْ سَفَرِهِ ، فَلْيُعَجِّلْ إِلَى أهْلِهِ
«Путешествие является частью мучений, ибо любого из вас оно лишает возможности наслаждаться едой, питьём и сном в полной мере, а поэтому пусть поспешит вернуться к своей семье тот из вас, кто достиг цели своей поездки». (Бухари, 3001; Муслим, 1927; Ибн Маджах, 2882; Ибн Хиббан, 2708)
Когда Пророк ﷺ возвращался домой из поездки, то радовался и восхвалял Творца. От Абу Исхака передаётся, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
أَقْبَلْنَا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنَا وَأَبُو طَلْحَةَ، وَصَفِيَّةُ رَدِيفَتُهُ عَلَى نَاقَتِهِ، حَتَّى إِذَا كُنَّا بِظَهْرِ الْمَدِينَةِ، قَالَ: آيِبُونَ تَائِبُونَ عَابِدُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ، فَلَمْ يَزَلْ يَقُولُ ذَلِكَ حَتَّى قَدِمْنَا الْمَدِينَةَ
«Мы – я и Абу Тальха – с Посланником Аллаха ﷺ возвращались домой, а Сафийя сидела за ним на его верблюде, и когда мы приблизились к Медине, он сказал: "Айибуна, таибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на хамидун (Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему)". Он продолжал произносить это, пока мы не прибыли в Медину». (Муслим, 1342; Абу Дауд, 2599; Тирмизи, 3447)
Также от Хумайда передаётся, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا قَدِمَ مِنْ سَفَرٍ، فَأَبْصَرَ دَرَجَاتِ الْمَدِينَةِ، أَوْضَعَ نَاقَتَهُ وَإِنْ كَانَتْ دَابَّةً حَرَّكَهَا
زَادَ الْحَارِثُ بْنُ عُمَيْرٍ، عَنْ حُمَيْدٍ: حَرَّكَهَا مِنْ حُبِّهَا
«При виде Медины Посланник Аллаха ﷺ, возвращавшийся из какой-нибудь поездки, начинал погонять свою верблюдицу; если это было другое верховое животное, то он погонял его». (Бухари, 1802)
В другой версии этого хадиса, которую передаёт Аль-Харис ибн ‘Умайр от Хумайда, сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) добавил: «…из любви к ней».
Имам ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни в своей книге «Фатх Аль-Бари шарх Сахих Аль-Бухари», комментируя этот хадис, пишет: «В этом хадисе есть указание на достоинство Медины и одобрение любви и тоски к Родине».
Есть также много историй и стихотворений, указывающих на сладость родного дома и горечь путешествия.
У одного бедуина спросили: «Что такое удовольствие?» Он ответил: «Быть в достатке, находясь на Родине».
Как говорят: «Любовь к Родине – от веры». Любовь к Родине – это признак веры, так как это земля, на которой человек родился, вырос, познал религию и стал тем, кем он является.
Поэтому мы тоже должны любить свою страну, свою Родину и просить Господа о её безопасности, процветании и благополучии всех жителей.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَنَّ رَجُلًا قَالَ لِلنَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَوْصِنِي، قَالَ: لَا تَغْضَبْ فَرَدَّدَ مِرَارًا، قَالَ: لَا تَغْضَبْ
«Однажды к Пророку ﷺ явился какой-то человек, который сказал: "Дай мне совет (завет)". Он сказал: "Не гневайся". Тот человек ещё несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз Пророк ﷺ говорил: "Не гневайся"». (Бухари, 6116; Тирмизи, 2020)
Этот человек сначала посчитал, что совет Пророка ﷺ касается одного отдельно взятого случая, а он хотел получить универсальное наставление, поэтому повторил свою просьбу несколько раз. Однако после того как Пророк ﷺ несколько раз дал ему одно и то же наставление, он понял, что этот совет касается всех возможных случаев в жизни человека, и это соответствует действительности.
Посмотрите на этот ценный и универсальный совет, который сошёл с уст лучшего из людей – Посланника Аллаха ﷺ. Этот совет Пророк ﷺ не дал только этому человеку, он желал, чтобы это стало завещанием для на все века и передавалось из поколения в поколение, ведь это может стать причиной получения Рая верующим.
От Абу Дарды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он попросил Посланника Аллаха ﷺ:
يا رسول الله، دلني على عمل يدخلني الجنة قال: لا تَغْضَبْ، وَلَكَ الْجَنَّةُ
«О Посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, которое позволит мне войти в Рай». Пророк ﷺ сказал: «Не гневайся, и будет тебе Рай». (Табарани, «Аль-Му‘джам Аль-Авсат», 2353)
Если заглянуть в Священный Коран, мы увидим, как Всевышний Аллах восхваляет Своих уверовавших рабов, которые могут совладать со своим нафсом в гневе и прощают тех, кто стал причиной его гнева.
Всевышний в Коране сказал:
وَإِذَا مَا غَضِبُوا هُمْ يَغْفِرُونَ
(смысл): «А когда гневаются на человека, который проявил к ним враждебность, то прощают его». («Сафват ат-тафасир», сура Аш-Шура: 37)
وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
(смысл): «Тех, кто сдерживает свой гнев, имея возможность получить возмездие, и прощает людей, которые причиняют им зло и притесняют их. Поистине, Аллах любит делающих добро (тех, которые обладают вышеперечисленными славными качествами)». («Сафват ат-тафасир», сура Али-Имран: 134)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَيْسَ الشَّدِيدُ بِالصُّرَعَةِ، إِنَّمَا الشَّدِيدُ الَّذِي يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الغَضَبِ
«Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто способен владеть собой в гневе». (Бухари, 6114; Муслим, 2609)
Однако, несмотря на всё это, сегодня немало тех, которые, поддавшись гневу, в один момент разрушают свою семью, разрывают все связи, в том числе родственные узы, проклинают даже своих родителей, произносят в пылу гнева такие скверные и отвратительные слова, которых вообще не должно быть на языке верующего.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كُنْتُ أَمْشِي مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَعَلَيْهِ بُرْدٌ نَجْرَانِيٌّ غَلِيظُ الحَاشِيَةِ، فَأَدْرَكَهُ أَعْرَابِيٌّ فَجَبَذَهُ بِرِدَائِهِ جَبْذَةً شَدِيدَةً، حَتَّى نَظَرْتُ إِلَى صَفْحَةِ عَاتِقِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَدْ أَثَّرَتْ بِهَا حَاشِيَةُ البُرْدِ مِنْ شِدَّةِ جَبْذَتِهِ، ثُمَّ قَالَ: يَا مُحَمَّدُ مُرْ لِي مِنْ مَالِ اللَّهِ الَّذِي عِنْدَكَ، فَالْتَفَتَ إِلَيْهِ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثُمَّ ضَحِكَ، ثُمَّ أَمَرَ لَهُ بِعَطَاءٍ
«Однажды, когда я шёл вместе с Посланником Аллаха ﷺ, на котором был плащ из Наджрана (местность в Йемене) с грубой оторочкой, его догнал какой-то бедуин и с силой потянул его за край плаща. Посмотрев на плечо Пророка ﷺ, я увидел, что он так сильно потянул его, что у него на теле остался след от подкладки. Бедуин сказал: “О Мухаммад, вели дать мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!” Услышав это, Пророк ﷺ повернулся к нему, рассмеялся, а потом повелел дать ему что-то». (Бухари, 5809; Муслим, 1057)
Представьте себе, бедуин догоняет Пророка ﷺ и дёргает за край плаща и кричит: «О Мухаммад, вели дать мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть», а он тот, кого Всевышний почтил пророчеством и сохранил от всех ошибок, и чем он ему ответил? Улыбкой!
Пророк ﷺ не стал питать злобу к этому неотёсанному бедуину, который очень грубо обратился к нему. Напротив, Посланник Аллаха ﷺ рассмеялся и распорядился дать ему то, что он просил.
Следуют ли сегодня мусульмане этому примеру Пророка ﷺ и стараются ли овладеть теми прекрасными качествами, которыми обладал Посланник ﷺ Аллаха?
Если жена совершает ошибку – опоздала с едой, не постирала одежду, не исполнила поручение или забыла о чём-то – муж сразу начинает ругать и поносить жену и произносит слова, в которых он возражает даже решениям Всевышнего Аллаха. Среди мусульман сегодня немало таких мужей. Нередко такие скандалы из-за порыва гнева заканчиваются разводом и разрушением семьи.
Верующий должен всегда помнить, что такое поведение не соответствует нашей религии и нраву нашего Пророка ﷺ. Ведь Посланник Аллаха ﷺ не произносил и не совершал ничего непристойного, не посягал на честь и достоинство людей, не отвечал на зло злом, напротив, он всегда прощал людей. Почему же люди, считающие себя мусульманами и утверждающие, что они следуют по пути Посланника Аллаха, не обращают внимания на всё это?
Давайте посмотрим, как ведут себя на дорогах наши водители. Мы видим, как они озлоблены, как у них вызывают гнев простые, даже мелкие неприятности на дорогах. Мы видим, как они ездят на высокой скорости, не уступая друг другу, в пробках пытаются пролезть вперёд, проезжая по тротуарам и обочине. И всё это сопровождается оскорблениями, руганью, проклятиями и ненормативной лексикой. Нередко можно наблюдать, как водители бросают свои машины на проезжей части и отходят в сторонку разбираться. Это не подобает мусульманам. Разве последователи Пророка Мухаммада ﷺ поступают так?
Если человек хочет жить в обществе людей, он должен научиться умерять свои эмоции, терпеть неприятности и держать себя в руках в порыве гнева. Верующий должен приучать свой язык только к хорошим словам, в противном случае он не сможет прожить в обществе, не совершая множество грехов.