Жизнь махалли
Муфтий Чувашии, первый зампред ДУМ России Альбир-хазрат Крганов отметил, что борьба с наркотиками - дело военных и политиков.
Вступительное слово первого заместителя председателя ЦДУМ России, Муфтия Чувашской Республики Альбира-хазрата Крганова на межрегиональной научно-практической конференции «Шыгырданские чтения» на тему «Роль и значение ценностей Ислама в духовно-нравственном воспитании молодежи». Во имя Аллаха Милостивейшего и Милосердного!
Уважаемая министр образования и молодежной политики ЧР Г.П.Чернова, уважаемые главы районов, достопочтенные коллеги Муфтии, хазраты и представители из Санкт-Петербурга, Башкирии, Татарстана, Москвы, Нижнего Новгорода, Владимира, Астрахани, Марий-Эль, Кирова, Пензы, Самары, Дагестана, Мордовии, Сургута, Челябинска, Кургана, ЯНАО, Оренбурга, Турции, почтенные имамы, ученые, братья и сестры, представители СМИ.
В рамках проведения торжественных мероприятий посвященных 15-летию со дня образования Духовного Управления Мусульман чувашской Республики мы собрались в актовом зале этой прекрасной новой школы, чтобы провести традиционную уже шестую научно-практическую конференцию. Мы посвятили ее молодежи.
Сердечно приветствую участников VI Межрегиональных Шыгырдановских чтений «Роль и значение ценностей Ислама в духовно-нравственном воспитании молодежи». Наши встречи на гостеприимной чувашской земле стали уже традиционными, собирают наших друзей из разных регионов России для обсуждения актуальных проблем духовно-нравственного развития общества.
Уважаемые участники конференции!
Современный глобальный социально-экономический и духовный кризис делает вес более актуальной проблему цивилизационной специфики России, особенностей духовного склада многонационального и многоконфессионального народа, взаимоотношения старшего и младшего поколений, нравственных ценностей и исторических традиций.
Глобализация делает мир в чем-то более единым, но в то же время, в разных регионах мира не прекращается борьба против растворения народов в мировой цивилизации, растет стремление к сохранению своей самобытности и соответствующей системы ценностей, своих цивилизационных оснований. Новейший сложный исторический опыт показывает, что успешная модернизация развития стран и народов во многом зависит от того, как удается совместить обеспечение новейших тенденций социально-экономического развития в реальных условиях с менталитетом, традициями и духовно-культурными особенностями этих стран. И одним из важнейших элементов в содержании этого процесса является проблема преемственности поколений, духовно-нравственного воспитания молодежи на базовых ценностях цивилизационной самоидентификации. В этой связи, для России крайне важно определить приоритеты социально-экономического развития с опорой на культурно-исторические традиции, на такие вечные ценности как Бог, вера, Отечество, народ, семья, дети...
Духовно-нравственный кризис больно ударил по молодежи. Вызывают обоснованную тревогу духовно-нравственное состояние молодежи, те негативные процессы, которые происходят в молодежной среде. Это:
- снижение привлекательности и значения базовых социальных ценностей для молодых людей;
- преимущественно развлекательная направленность жизненных ценностей и интересов молодежи, культивируемая коммерческой массовой культурой;
- вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символиками;
- приоритет потребительской ориентации в сознании и поведении молодежи.
Можно констатировать, что в настоящее время ситуация в области духовно-нравственного состояния российского общества характеризуется сохранением и углублением негативных тенденций в сфере духовно-нравственного состояния детей и подрастающего поколения.
Задача обеспечения поступательного развития российского общества и государства, основывающихся на собственных национальных интересах и сохраняющих свою национально-культурную конфессиональную идентичность, выдвигает в число приоритетных вопросов деятельность государства по формированию и осуществлению эффективной государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей, молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.
И здесь большое поле деятельности не только для государства, но и для таких институтов общества как школа, семья, Церковь.
Поиск высших человеческих ценностей должен осуществляться в сфере индивидуального поведения. Следует отметить, что достигнуть высших человеческих ценностей можно через воспитание души и ее подготовки к принятию определенных психологических и поведенческих норм. Секрет счастья состоит в том, чтобы поддерживать братские отношения с нашим миром вместо того, чтобы создавать хаос. Те, которые не могут любить себе подобных и инакомыслящих, не могут и жить бестревожной и безопасной жизнью. Основы, на которых вечное исламское вероучение было утверждено величайшей личностью всех времен Пророком Мухаммадом с.г.в.м (Да будет над ним и его последователями мир и благословение Аллаха) и которые с самого начала покоились на благочестии, являются тем средством для достижения счастья, которое способно принести покой в мире этом и потустороннем.
-«Воспитанность без веры - как дворец, построенный на грязи и льду» или как говорили наши учителя «Воспитанность без веры - как семена, посаженные на скале или колючек, они неизбежно засохнут и погибнут. Если самые благородные поступки не мотивируются верой, они как погибшие посевы у живого индивида». Религия управляет и сердцем, и разумом, она- то средство, которое сообщает им гармонию. Религиозные чувства уменьшают материальные желания и создают непроницаемую преграду между верующим и всякого рада низостью. Те, кто утешены религией, всегда имеют перед собой цели и чувствуют себя легко. «Истинно, с памятью об Аллахе сердца чувствуют себя легко» говорится в священном Коране. - «Не воспитывайте своих детей в грязных местах (помойках), и воспитывайте их сто лет вперед» утверждал Пророк Мухаммад с.г.в.м.
Уважаемые участники нашей конференции!
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев недавно сказал: «Ислам и его последователи – часть нашей государственности и цивилизации. Уважение к ним – залог успеха и стабильности?»
Сегодня мы должны обсудить целый комплекс вопросов раскрывающих роль и значение ценностей Ислама в духовно-нравственном воспитании молодежи. В зале присутствуют представители органов государственной и муниципальной власти, представители различных конфессий, деятели науки, культуры, образования, представители общественности. И я надеюсь на успешное и плодотворное обсуждение вопросов повестки дня.
Желаю вам всем крепкого здоровья, счастья и успехов в жизни. 13.10.09. село Шыгырданы
Уважаемый наш Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров, многоуважаемый Верховный Муфтий, Шейх-уль-Ислам, Председатель ЦДУМ России Талгат-хазрат Таджутдин, уважаемый председатель Государственного Совета ЧР М.А.Михайловский, Представитель аппарата ПФО, представители традиционных конфессий, достопочтенные коллеги Муфтии, хазраты, друзья. Сегодня в здании Чувашского национального музея в рамках празднования 15-летия со дня образования Духовного Управления Мусульман Чувашской Республики предусмотрено проведение круглого стола на тему: «Толерантность и культура межконфессионального диалога как фактор стабильности общества».
Тема нашего «круглого стола» очень актуальна. Сегодня, в условиях мирового экономического и духовно-нравственного кризиса объективно возрастает потребность в толерантности как социальной ценности и универсальном инструменте снятия конфликтности и напряженности в обществе, гармонизации отношений, средстве формирования солидарности в обществе в целом, в межконфессиональных отношениях в особенности.
Растущие противоречия в мире, рост конфликтов, нетерпимости и агрессии подталкивают к осознанию необходимости продвижения в XXI веке к новому толерантному мировому порядку, толерантной культуре мира, культуре диалога цивилизаций и мировых конфессий.
Надо отметить, что мировая культура имеет значительный опыт утверждения и реализации идеи толерантности. Это связано, прежде всего, с принципами и нормами Всеобщей декларации прав человека, других важнейших международно-правовых документов о правах человека. Так, в Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года зафиксировано, что толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на этой основе согласия. Современного человека можно назвать толерантным тогда, когда он стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей главным образом путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия и давления, используя диалог, дискуссии, убеждения и взаимные уступки и компромиссы.
Вместе с тем, хотелось бы поддержать Владыку Иринарха и тех ученых, которые выступают против одностороннего, упрощенного понимания толерантности. Действительно, она не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. Личность должна в необходимых случаях иметь право и уметь защищать свои ценности, интересы, убеждения. К сожалению, речь идет о тех довольно многочисленных случаях, когда толерантное поведение, по сути, превращается в иптолерантное и наносит вред другим. Согласимся, что толерантность сопрягается, прежде всего, с активной жизненной позицией личности, умением отстаивать свои интересы в рамках норм морали и права.
Уважаемые участники «круглого стола»! обсуждая проблему толерантности и культуру межконфессионального диалога в современных условиях, необходимо подчеркнуть, что все это заложено в мировых конфессиях и эта проблема имеет многовековые исторические традиции.
Все религии исходят из одного источника - единого Бога. Основой основ их является вера в единого Творца всего сущего и любовь к ближнему.
История свидетельствует, что человек теряет человеческое, когда ему не известен Бог и безразличны ближние, милосердие и сострадание к нему.
Говорит Всевышний: «Аллах сотворил каждый народ со своей культурой, со своим бытом и чтобы они любили их. После смерти люди вернутся к Творцу, и Он рассудит их» (Сура «Скот», аят. 108). Говорится в Коране: «У вас ваша религия, у нас наша...» (Сура «Рассказ», аят.55).
В современных условиях мы должны оставаться самими собой. Мы не делаем из христианской, мусульманской, иудейской религии одну, пусть каждый исповедует свою религию. Конфессиональный мир разнообразен и
мы должны быть толерантными, признавать и уважать это многообразие. Всех нас объединяет служение Богу и утверждение наших идеалов.
Недавно В.В.Путин заявил - «В межрелигиозной гармонии и межконфессиональном согласии вижу силу нашей страны, силу российского общества, наше общее достояние, богатство и преимущество», конец цитаты.
Мировой опыт убедительно показывает, что стабильно развиваются те государства, в которых сформированы духовно-нравственные ценности личности и общества, сохраняются стабильные межнациональные и межконфессиональные отношения, отсутствуют проявление экстремизма и ксенофобии.
Историческим фактом и уникальным явлением служит многовековой практический опыт совместного проживания в России наших народов, межконфессиональный мир и взаимоуважение Русской Православной Церкви, Ислама, других конфессий. Культура диалога между народами и конфессиями выстрадана, проверена веками и сегодня получает новое дыхание. Думаю, что все согласны с тем, что культурное и конфессиональное многообразие России является историческим достоянием и богатством нашей великой Родины.
Уважаемые коллеги, уважаемые участники «круглого стола»!
Могу с гордостью констатировать, что наше мероприятие сегодня проходит на чувашской земле, в одном из самых стабильных и устойчивых в конфессиональном и национальном отношениях регионе России. Надеюсь, что обсуждение поставленных в повестке дня вопросов будет глубоким и плодотворным.
Спасибо за внимание!Первый заместитель председателя ЦДУМ России,
Муфтий Чувашской Республики Альбир-хазрат Крганов.
На «Шыгырданских чтениях» проходивших в актовом зале новой Шыгырданской школы №2 были вручены традиционные премии имени «Фатхи Бурнаша» по следующим номинациям:
1. «Земледелец года» Мустафину Алляметдину Ямалетдиновичу - за многолетний труд в области сельского хозяйства хлеборобом и достигнутые успехи в нелегком труде механизатора.
2. «Моң сакчысы» - хранительница душевной мелодии народной артистке Республики Татарcтан Флере Сулеймановой - за долголетнюю профессиональную деятельность в искусстве, в сохранении самобытности татарского песенного жанра.
3. «Мусульманская семья года» семье Юсуповых д.К.Камыш - за воспитание детей в традициях Ислама и татарского народа; приобщение к богатствам национальной культуры и языка.
4. «Ученый года» Сулейманову Джавдету Шевкетовичу - за воспитательную деятельность подрастающего поколения, организацию Всероссийского оздоровительно- воспитательного лагеря «Сәләт» и за большую научную деятельность.
5. «Музыкант года» Абитову Фериту Шафигулловичу - за достижения в пропаганде музыкального искусства; популяризацию и развитие художественного творчества у молодого мусульманского поколения; поиск и реализацию художественного потенциала талантливых, самобытных участников фестиваля татарской эстрадной песни и танцев «Рамазан».
6. «Имам года» Козлову Алиэскеру Калимулловичу - за организаторскую деятельность в Сугутском мухтасибате.
7. «Учитель года» Такиуллину Ильгизу Динисовичу - за большой вклад в дело приобщения шакирдов медресе «Гулистан» к нравственным канонам Ислама и воспитания взаимоуважения.
8. «Меценат года» Абдулвалееву Ринату Абдулахатовичу - за благотворительную помощь в строительстве Центральной Соборной мечети ДУМ ЧР в Шыгырданах, прототипа шедевра зодчества Булгарской мечети и помощь в восстановлении и реставрации мечетей Чувашии.
9. «Ученик года» Пазюковой Илюзе Ринатовне - за собственный цикл стихов, воспевающих любовь к родному краю, трудолюбие и хорошую учебу.
Досточимый Альбир-Хазрат!
Ваше имя известно всему мусульманскому миру. Вас по праву и с гордостью можно считать достоянием татарского народа. Высока Ваша роль в развитии и распространении Ислама. В течение многих лет Вы с любовью и огромным старанием претворяете в жизнь начертанное Богом: без Вас не обходится ни одно событие в республике, да и можно сказать в стране тоже. Своим сияньем и открытостью души, своей эрудицией и ораторским искусством, своим образом жизни Вы помогаете людям понять, как правильно жить; учите и приобщаете молодёжь к справедливости и правде в лице Ислама, объясняя просто и понятно сложные для них вещи.
Духовное Управление Мусульман Чувашской Республики под Вашим руководством смело защищает и пропагандирует религиозные традиции нашего народа, неустанно воспитывая общество в духе братства и толерантности.
Желаем Вам крепкого семейного счастья, больших успехов во всех Ваших начинаниях. Пусть Всевышний и впредь даст Вам огромные силы и здоровье в Вашем гуманистическом деле!
Да хранит Вас Аллах, наш дорогой и любимый муфтий Альбир - хазрат!
Досточтимый брат в истинной вере муфтий Альбир-хазрат!
Дорогие единоверцы!
Муфтий Чувашии, первый зампред ДУМ России Альбир-хазрат Крганов, подчеркнул, что проблема пьянства очень многогранна и требует серьезного обсуждения.