Жизнь махалли


Широкая улыбка, лучистый взгляд, неистощимый запас оптимизма: на экране - ведущая программы "Мусульмане" Динара Садретдинова. Каждую пятницу она делится со зрителями не только хорошим настроением, но и самым ценным, что у нее есть - знаниями. О мусульманской культуре, о религии мусульман, о новых событиях в мире ислама, о национальных традициях, передающихся из поколения в поколение. "Если ты узнал хоть одну маленькую букву или хоть одно слово из Корана – поделись этим знанием с другими", - вот кредо Динары, которое побуждает ее появляться каждую неделю в эфире. Единственная в России (да и в Европе!) телеведущая в хиджабе поведала о своем посильном вкладе в дело просвещения телезрителей.

- Динара, вам нравится ваша профессия?

- Я считаю, что профессия ведущей – это временная профессия, ведь не каждому удается удержаться в этой роли, особенно когда есть обстоятельства, препятствующие этому. У меня это – мой образ жизни и мой внешний вид. Прекрасно понимаю, что светские программы в том виде, в каком я сейчас существую, я вести не могу. То есть в хиджабе. Даже, я думаю, "Вести" канала "России" вряд ли бы согласились на такую ведущую. И это подарок судьбы, что есть программа "Мусульмане" и я, соблюдающая мусульманка, могу вести эту программу на российском телевидении. Я думаю, такого прецедента нет практически нигде: в европейских странах точно нет ни одной ведущей в хиджабе. Да и про арабские страны говорить не приходится – в некоторых странах, в Египте, например, это вообще не допускается. Конечно, существуют специальные мусульманские каналы, и там такие ведущие есть, а вот на государственном канале... Я, естественно, беру на себя ответственность помнить о правильной, подходящей для эфира одежде. Ведущей надо нести праздник с экрана, и повседневная одежда для этого не очень подходит. Ведь люди смотрят на меня со стороны и, в какой-то степени, берут пример. Вот, например, меня ругают за то, что я выщипываю брови, а этого делать нельзя. Хотя существуют разные комментарии: нельзя полностью лишать себя бровей. Потому что Всевышний создал тебя такой, как ты есть, и менять себя не надо. Это и в отношении косметической хирургии справедливо: нельзя менять форму носа, нельзя увеличивать губы, нельзя наносить татуировки, которые не смываются. 

- А вы стараетесь как-то бороться с ложным представлением о том, что ведущая в хиджабе - это "не по правилам"?

- Я борюсь с этим уже тем, что появляюсь на экране, за что большое спасибо руководству канала "Россия", которое лояльно относится к тому, что существует такая программа и ведущая в хиджабе.

- А в чем заключается ваше участие в программе, помимо обязанностей ведущей? Отвечаете ли вы лично на письма зрителей?

- Да, приходится, потому что у нас нет отдела, заведующего почтой. Раньше был такой специальный отдел, который работал с письмами, но сейчас его нет. И приходится отвечать мне, а это чрезвычайно сложно, потому что писем много. И я стараюсь по возможности передавать корреспонденцию в специальные фонды, потому что самой ответить на все у меня нет никакой возможности. Хотя мне очень приятно, что они приходят, я радуюсь каждому письму: и замечаниям, и предложениям, и добрым словам. И крайне приятно, что, как оказалось, среди зрителей нашей программы много немусульман, которые стремятся узнать больше о другом образе жизни, о других традициях. Мне кажется, это хороший признак в отношении как межрелигиозном, так и межэтническом.

- А если в письме есть просьба о помощи, как вы реагируете?

- Ну вот, например, из тюрем приходили воззвания. И мы в ответ отправляли молитвенные коврики, Коран, литературу. Еще у нас есть специальный отдел в Совете муфтиев России, занимающийся этим вопросом. Но лучше, наверное, вспомнить об Исторической мечети, при которой есть фонд, занимающийся помощью заключенным. Сотрудники фонда отправляют в места лишения свободы нужную литературу, и если есть такая потребность, то лучше, конечно, обращаться к ним. 

- Получается, ваша работа подразумевает массу обязанностей, большую занятость... 

- У меня, на самом деле, не очень тяжелый график. И плюс ко всему коллеги понимающие, особенно руководитель программы Василий Иванович Антипов – он самый лучший руководитель на свете! Ведь у меня маленький ребенок, и порой присутствовать на каждом редакторском часе, когда мы подготавливаем программу и пишем тексты, бывает невозможно. Сами понимаете, маленькие дети – это неожиданные болезни. Но даже в такой ситуации мой руководитель меня выручает и отпускает. Хотя за шесть лет существования передачи по моей вине не была отменена ни одна съемка, ну может только одна, но на то были серьезные причины. Как правило, программа у нас пишется блоками – сразу по два выпуска, иногда по три. То есть занятость не очень большая, и я имею возможность заниматься своей семьей, у меня есть время на хобби. Я даже училась в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания на кафедре журналистики и кафедре режиссуры. В будущем я планирую заняться режиссурой.

- Принимаете ли вы участие в выборе гостей программы? 

- Да, самое непосредственное. Ведь, на самом деле, находить людей, общаться с ними, делать интервью - это самое интересное. Столько узнаешь нового! Очень многое остается за кадром, ведь в эфир выходит только пятиминутный материал. Интервью же обычно намного больше, и это не включая разговор за стенами студии. Столько полезной и нужной информации! Я очень рада, что сейчас в программе есть рубрика с интервью, ведь первые несколько лет "Мусульмане" выходили только в формате сюжетов. Кстати, зрительская аудитория реагирует на это нововведение по-разному: кому-то стало интереснее, потому что чаще поднимается исламская тема. А кому-то эти беседы не нужны, и они хотят смотреть красивую картинку. Но наша программа тем и отличается, что в ней нет занудства: мы никому ничего не навязываем и не ведем активную пропаганду. Этим, мне кажется, программа "Мусульмане" и интересна. 

- А где еще, помимо вашей программы, человек, интересующийся мусульманской культурой, может о ней узнать? 

- Можно прийти в мечеть, которая, кстати, открыта для всех людей, интересующихся религией ислама. И если вы соблюдаете все этические нормы, вас никто ни в коем случае не выгонит из мечети. Само собой, что туда желательно приходить в закрытой одежде, я имею в виду женщин. Это может быть пиджак и брюки или юбка и кофта с длинным рукавом. И, конечно же, с покрытой головой. Это как в любом храме – если вам интересно, вы можете, так одевшись, прийти, и никто вас не прогонит. Вы можете поприсутствовать на общей молитве и посмотреть, как это происходит. Я даже знаю, что в Мемориальной мечети на Поклонной горе проводят экскурсии – все показывают людям, которые впервые приходят в мечеть. Также там читают лекции. 

- Кто входит в аудиторию "Мусульман"?

- Очень жаль, но многие не могут посмотреть программу, потому что наш тележурнал выходит по пятницам в 8:55. Сильно страдают студенты и школьники. Я даже знаю, что бабушки и дедушки записывают выпуски, чтобы показать вечером внукам. Ведь "Мусульмане", возможно, одна из немногих программ, которая несет положительные эмоции всем, независимо от вероисповедования. 

- Вы лично планируете работать над сюжетами?

- К сожалению, как корреспондент я не работаю, я работаю в студии. Могу поехать куда-то, если намечается какое-то интересное событие или появляется интересный человек. Еще я иногда принимаю участие в корректировке сюжетов с точки зрения исламской темы.

- Динара, а как вы пришли к исламу?

- Когда я училась в школе, то часто бывала на экскурсиях. Была в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в других церквях и соборах города Москвы. И у меня осталось впечатление некоторой холодности. Я свои ощущения ассоциировала со всей религией в целом. Конечно, внутри семьи ислам был, но только на уровне традиций. И все. 
Это, как правило, даже больше соприкасалось с этническими традициями. Ни пятикратной молитвы, ни других вещей. Я, конечно, знала, что существует Всевышний, но не ассоциировала религию с исламом. Все это появилось потом, когда открыли границы, и пришла религия в страну. Тогда моя сестра впервые попала в мечеть, чтобы учить арабский, и постепенно, постепенно пришла к исламу, к наполненному исламу. Через литературу в нашу жизнь вошла и вера. 

- А сейчас вы как-то совершенствуете свои религиозные познания?

- К сожалению, нет. После окончания института (ГИТИС – прим. ред.) я два года училась на курсах при МГУ, в Институте стран Азии и Африки. Изучала там исламское право, чтение и толкование Корана, то есть дисциплины, основополагающие для изучения ислама. Сейчас, к сожалению, времени не хватает, но я очень хотела бы поехать учиться, потому что образование, полученное в России, не столь полное, как, например, приобретенное в Исламском университете в Египте, или в Сирии, или в других странах арабского мира. Но пока продолжить обучение нет возможности. У меня муж обладает глубокими познаниями в исламе, всегда мне очень помогает при подготовке программы. Он - замечательный человек, соблюдающий мусульманин, знает арабский язык. Он алжирец. Владеет несколькими языками, но именно знание арабского языка позволяет читать Коран в оригинале. 

- Поддерживает ли он вас в вашем смелом начинании – быть ведущей?

- Да, конечно. Я стала ведущей за полгода до замужества, но мы были знакомы друг с другом и раньше. А сейчас ему ничего не остается, как поддерживать. Потому что муж знает, что это благодарная работа – рассказывать людям об исламе. Если ты мусульманин и хоть что-то узнал об исламе, желательно передать это знание дальше. Это всегда только приветствуется.


Свыше 700 000 мусульман смогут одновременно молиться во дворе Масджид аль-харам, когда будут завершена подготовка дополнительных 12 000 квадратных метров площади. Таким образом общая площадь молитвенной зоны главной мечети Ислама составит 300 000 квадратных метров, и в ней (как внутри, так и во дворе) одновременно смогут молится свыше миллиона человек. 

В целях расширения и поддержания порядка на терроририи мечети Управление по делам двух священных мечетей создало отдельное подразделение еще в 1979 г., передает IINA. Его 180 постоянных сотрудников и еще 70 временных организуют и управляют работой внутреннего двора мечети в круглосуточном режиме. Также работники подразделения прогоняют торговцев вразнос и попрошаек со двора мечети и с дорог, ведущих к ней, и содержат территорию в готовности для ежедневной пятикратной молитвы. В месяц Рамадан работники также руководят раздачей еды для ифтара совместно в другими подразделениями.

Суд эмирата Рас-эль-Хайма зарегистрировал брак пожилой пары, которая приняла ислам для того, чтобы совершить обряд по шариату.


Стереотип восприятия мусульманки, сложившийся в России, - это, если не завернутая в безразмерную паранджу пугливая и одновременно любопытная Гюльчатай, то скорее домохозяйка в причудливо (кто-то даже скажет «уродливо») завязанных, замотанных и заколотых палантинах, чей удел - хлопотать на кухне. Между тем, среди мусульманок немало действительно творческих, неординарных людей. Более того, есть среди них и такие женщины, которые наделены даром особой эстетизации повседневности, превращения серой рутины семейных будней в нечто яркое и неординарное, пронизанное всплеском творческих идей и новаторских решений - даже в том, что принято считать до скуки обыденным и банальным.


Одна из таких удивительных исламских женщин - Эльвира Низамиева, татарка родом из Новосибирска, жена мусульманина, получившего религиозное образование в одном из знаменитых исламских университетов мира и одновременно – первоклассного компьютерщика и уникального полиглота. Помимо того, что Эльвира – соблюдающая мусульманка, прекрасная хозяйка, способная вкусно накормить собравшуюся дома у мужа веселую компанию, она работает, преподавая детям иностранные языки, изучает свою религию - Ислам (в чем ей немало помогает муж), и занимается творчеством: изготавливает оригинальные молодежные вязаные сумки, придумывает и создает гобелены с замысловатыми сюжетами, варит разноцветное ароматизированное мыло, каждый кусок которого - настоящее произведение искусства. 

Более того, когда Эля готовит свою продукцию к презентации, она выстраивает оригинальные композиции из собственных изделий и мастерски фотографирует их таким образом, что получается картинка, которую японец назвал бы настоящей икебаной. В прошлом году в московском клубе ОГИ прошла выставка, на которой Эльвира презентовала продукт собственного творчества. 

– Расскажи, что это была за выставка, каков был характер этого мероприятия? Как ты можешь оценить степень интереса московской публики к собственно твоему творчеству, судя по реакции посетителей выставки в клубе ОГИ?

Выставка «Другие вещи», организованная творческими людьми и для них, призвана привлечь внимание к такому направлению в искусстве, как «хенд-мейд» (hand made), проще говоря, к вещам, сделанным своими руками. На этой выставке можно не только познакомиться с работами мастеров, но и купить понравившуюся вещь. 

Выставка ценна тем, что привлекает не только рядовых посетителей, но и людей, заинтересованных в развитии данного направления, людей, желающих сотрудничать с авторами работ. Выставка проходит два раза в месяц, и с каждым разом посетителей становится все больше и больше, что говорит о повышении интереса московской публики к мероприятиям подобного рода. 

Свои работы я не выставляла на продажу. Моей целью было показать свое мастерство людям, которые впоследствии могли бы заказать выполнение той или иной работы. 

– Как мне известно, интерес к искусству и творчеству проснулся у тебя еще в школьные годы. Расскажи, пожалуйста, о твоем творческом пути. Почему ты в конечном итоге сфокусировалась на видах творческой деятельности, близких к рисованию, рукоделию и дизайну?

Интерес проснулся еще в детском саду, когда мама впервые отвела меня в кружок «Макраме». С тех пор и началась моя творческая деятельность. Сначала был стандартный набор рукоделий: макраме, вязание крючком, вязание спицами, шитье. Повзрослев, перешла на нестандартное творчество: нетканые гобелены, картины из песка, мыло ручной работы, пластика, роспись по стеклу и др. Я думаю, что не остановлюсь на этом. 

– Насколько, на твой взгляд, раскрывается творческий потенциал современных российских мусульманок? В каких сферах искусства их вклад мог бы быть востребованным?

Многие российские мусульманки, как мне кажется, начинают творчески раскрываться при рождении детей, когда встает необходимость с ними заниматься, развивать творческую сторону личности. К сожалению, некоторые из них со временем зарывают свой талант, мотивируя это какими-то своими убеждениями или просто нехваткой времени. Возможно, и я при появлении детей решу, что мне все это творчество не нужно, однако, верю, что дети подтолкнут еще больше к развитию каких-либо других направлений в искусстве. 

Мусульманки, как я вижу, раскрывают свой потенциал в создании соответствующей одежды. Что, в общем-то, и правильно, потому что спрос на подобную одежду будет расти. Надеюсь, что и я, наконец, проявлю себя в этом виде искусства. 

– В приватных беседах ты неоднократно говорила, что хотела бы открыть специальный клуб и курсы для мусульманских женщин. Не могла бы ты подробнее рассказать об этом проекте?

Да, у меня возникали такие идеи. Были планы открыть клуб для мусульманок, в который входил бы салон красоты, спортивный зал со всевозможными тренажерами, детский сад и, возможно, школа. В клубе бы проводились различные курсы не только для женщин, но и для детей. Пока это только моя мечта, но, как вижу, некоторые сестры потихоньку воплощают эту мечту в реальность.

Соблюдение поста в месяц Рамадан сопряжено со множеством нюансов. Какие действия делают пост недействительным, а какие порицаются? Ответ на этот вопрос мы предлагаем найти в книге Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх», изданной ИД «Медина» под редакцией Д. Мухетдинова в рамках серии «Ханафитское наследие».


Историк из Саудовской Аравии, доктор Сухейля Зейн аль-Абедин Хаммад, являющаяся членом Международного союза мусульманских ученых, выступила с сенсационным заявлением относительно возраста последней жены пророка Мухаммада. Она доказывает, исходя из изучения рукописей и устных исторических свидетельств, что Пророк женился на Айше, когда ей было не 9, а 19 лет. В частности, она сравнила события жизни Асмы, старшей сестры Айши, которая была на 10 лет ее старше.

Против этой гипотезы резко выступил другой богослов, Абдельмухсен аль-Абикан, заявивший, что нет никаких подтверждений слов его коллеги. Спор вокруг возраста Айши вспыхнул в связи с проблемой ранних браков в Саудовской Аравии. Эти браки или запрещены властями, или рассматриваются шариатскими судами страны, сообщает "Русский Дом". 

Айша (614-678 гг.н.э.) - любимая жена Мухаммада, к которой восходят многие сведения о его жизни. Она пережила Пророка почти на полвека и была одной из значительных фигур в ранней истории ислама.

1 сентября начался новый учебный год в медресе «Гулистан»,которое находится в с.Шыгырданы, Чувашской республики. В этом году библиотека медресе пополнилась новыми учебниками и книгами, около двухсот из них были подарены ректором Российского Исламского Университета г. Уфы, Ринатом Раевым. Еще несколько книг были подарены прфессором ЧГУ, заведующим кафедрой философии. Обучение будет проходить по учебной программе, утвержденной ученым советом РИУ. На дневную форму обучения в этом году зачислено двенадцать шакирдов, на заочную около тридцати шакирдов. По окончанию обучения всем выпускникам будет выдан диплом о среднем профессиональном образовании по исламу.

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР