Жизнь махалли
Муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов и помощник главы ДСМР Ильнурхазрат Гайнутдинов в очередной раз организовали благотворительную акцию для защитников отечества - участников СВО, проходящих реабилитацию и лечение после боевых ранений.
Религиозные деятели закупили зимнюю одежду и теплые вещи и передали для бойцов. Религиозные деятели Духовного собрания мусульман на постоянной основе проводят подобные акции и почти каждую неделю встречаются с военнослужащими, которые находятся на лечении.
"С наступлением зимы и холодов мы решили купить нашим ребятам теплые зимние вещи. Мы будем стараться поддерживать защитников отечества всем имеющимися возможностями. Наши прихожане тоже это понимают и в своих мольбах постоянно желают здоровья и скорейшего выздоровления раненным бойцам", - отметил муфтий московской области, комментируя очередную благотворительную акцию и визит в госпиталь.
Необходимость подобной работы и значимость заботы со стороны религиозных деятелей подтверждают врачи и сами защитники отечества. Это способствует быстрому восстановлению и реабилитации раненых.
«Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом знамения для знающих» (cура «Рум», аят 22).
А мудрость в том, чтобы мы узнавали друг друга, в том числе наши народы, племена и нации. Всевышний говорит в Коране (смысл): «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга (из какого народа или какой наций). Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый богобоязненный…» (сура «Хаджарат», аят 13).
Аллах в Коране также сказал: «И не сотворил Я людей и джиннов кроме как для поклонения» (сура «аз-Зарият», аят 56).
Каждый должен понимать, что все мы дети Адама и Евы, мы – творения Бога. Соответственно, если кто-то делит людей на расы, национальности и противопоставляет их, значит, что он против решения Всевышнего.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не из нас тот, кто призывает к национализму, не из нас тот, кто воюет ради национализма, не из нас тот, кто умрёт ради национализма» (Абу Дауд).
Расизм, национализм, ксенофобия, шовинизм явные или скрытые, – опасные явления. Из аятов Корана и некоторых высказываний Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) следует, что различия в цвете, племени, расе или традициях не должны быть использованы для несправедливого отношения людей друг другу.
Пророк (мир ему и благословение) в прощальном хадже сказал: «Нет достоинства у араба над неарабом, кроме как в богобоязненности». (Имам Ахмад)
Человек, который разделяет людей на нации, цвета кожи или расы, – это притеснитель (залим), который сеет вражду и ненависть между людьми.
Мы чётко видим, что перед Богом все равны, для Него нет разницы, кто какой нации, есть разница только в благонравии, человечности, милосердии которые каждый несет в себе и претворяет в обществе с людьми. Этими качествами и человек становится ближе к Богу.
Мы также знаем, что рядом с Пророком (мир ему и благословение) находились великие сподвижники, среди которых были люди разного цвета кожи, национальности и социального статуса; они были едины, были как братья.
Более чем для 140 миллионов человек, которые представляют около 200 национальностей и разные конфессии, Российская Федерация является Родиной, и всех их объединяет одно слово – «россияне». У нас общая история, общая судьба и общее будущее.
По приглашению министра информационных и социальных коммуникаций Московской области Екатерины Швелидзе муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов принял участие в работе круглого стола по профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве, который состоялся 29 ноября 2023 года в зале совещаний Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области.
В мероприятии приняли участие представители центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ведущих религиозных конфессий, руководители национальных общественных объединений Московской области.
Муфтий Дауд хазрат Мухутдинов отметил, что Правительство Московской области проводит огромную работу по идеологическому противодействию экстремизму и терроризму, укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений, сохранению мира и согласия в обществе.
"Совместная работа органов государственной власти и институтов гражданского общества дает очень положительный результат по предупреждению экстремистских проявлений, в том числе на национальной и религиозной почве", - подчеркнул муфтий.
По мнению Дауд хазрата Мухутдинова особенно важно проведение профилактической работы в молодежной среде, так как в силу целого ряда различных факторов она является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных радикальных, антисоциальных и криминальных групп.
"Социальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи. Поэтому Духовное собрание мусульман Московской области старается больше работы проводить с мусульманской молодежью и тем самым защитить общество от влияния различных угроз, в том числе экстремизма на национальной и религиозной почве", - рассказал религиозный деятель.
Муфтий также сообщил, что Духовным собранием мусульман Московской области реализуются проекты по адаптации и интеграции мигрантов в единое правовое и культурное поле Российской Федерации, а также направленные на снижение криминального уровня, укрепление межнациональных и межрелигиозных отношений.
Делегация Духовного собрания мусульман России во главе с муфтием Альбиром хазартом Кргановым приняла участие в пленарном заседании XXV Всемирного Русского Народного Собора, которое прошло в Государственном Кремлёвском дворце.
В составе делегации ДСМР- участников заседания- были также и муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов, муфтий Кузбасса Тагир хазрат Бикчантаев, муфтий Волгоградской области Бата Кифах Мухаммад, имамы и сотрудники аппарата муфтията.
В работе собора приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, централизованных религиозных организаций России, органов государственной власти, общественных объединений, деятели науки и культуры.
В формате видео-конференц-связи на заседании выступил Президент России Владимир Путин. Российский лидер подчеркнул, что тема нынешнего Собора – настоящее и будущее русского мира, который представляет "все поколения наших предков и наших потомков". Он отметил, что суверенитет для России – это, прежде всего, свобода государства и его народа. «Русский мир объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры независимо даже от национальной или даже религиозной принадлежности", сказал президент.
"Мы должны его постоянно укреплять, беречь, беречь это многообразное согласие, наше общее достояние. Обращаю на это внимание руководителей всех субъектов федерации и рассчитываю здесь на авторитет пастырей наших традиционных религий, на ответственность всех политических сил и общественных организаций", – сказал российский лидер.
Кроме того, Владимир Путин также заявил, что церковь в России отделена от государства, но ее нельзя отделить от общества и человека. Глава государства подчеркнул важность участия всех российских традиционных религий в образовании и воспитании российской молодежи и в укреплении духовно-нравственных семейных ценностей.
Святейший Патриарх Кирилл в своей речи сказал: «Все самое главное у нас уже есть: богатейшая духовная культура, традиции православия, уникальный ценный опыт совместного мирного проживания и уважительного взаимодействия с представителями других национальностей и религий. Надо только быть достойными наследниками наших предков и жить в соответствии с убеждениями, чтобы дело со словами не расходилось».
Всемирный русский народный собор (ВРНС) проходил в Москве 27 и 28 ноября. В первый день работы ВРНС в Храме Христа Спасителя прошли дискуссионные секции по ряду направлений - идеологическому, экономическому, образовательному, демографическому, молодёжному, военному, международному, писательскому, а также по темам волонтёрства и благотворительности, миграционной политики, пространственному и градостроительному развитию. В работе его тематических секций приняли участие и представители ДСМР.
Вступая в новую семью, девушка зачастую бывает растеряна и не всегда знает, как правильно вести себя с родителями мужа.
Как известно, род человеческий берёт начало от Адама и Евы. Всевышний создал Адама и из его же ребра сотворил для него супругу. Им было суждено сойти на Землю и дать жизнь всему человечеству.
В них был заложен Творцом генетический код землян, который будет, переплетаясь, передаваться от родителей к детям, пока люди будут населять голубую планету.
Адам и Ева
Для первой семьи всё было ново, они познали любовь и разлуку, с рождением детей узнали, какое это великое счастье – лицезреть улыбку малышей. От них нам передались все чувства и жизненные установки, но им самим не ведома была любовь к родителям, поскольку у них их попросту не было.
Можно сказать, что Адаму и Еве, с одной стороны, было тяжело вести эту великую миссию, но с другой, они были избавлены даже от возможности попасть в семейные конфликтные ситуации, связанные с родителями супругов и родственниками.
Естественно, они не могли нам, их потомкам, генетически передать, как строить отношения с тёщей и тестем, свёкром и свекровью. То, какими будут эти отношения – новшество и нелёгкая задача для потомков Адама и Евы.
Может быть, именно поэтому некоторые юноши и девушки оказываются не совсем готовы, более того, просто не знают, как строить добрые отношения с родителями мужа или жены.
Молодые зачастую сталкиваются с проблемами, о которых и не подозревали до брака. После свадьбы у молодых начинается новая жизнь и новые, ещё не знакомые, обязанности и ответственность.
Новые обязанности девушки
Одним их важнейших вопросов семейного счастья являются отношения «сын – невестка – свёкор – свекровь». После заключения брака (никаха) для влюблённых начинается новая жизнь с чистого листа, полная надежд. Жизнь приобретает иной смысл, молодые люди меняются, становятся взрослее, появляются новые совместные мечты и цели. Но вместе со всем этим появляются и новые родственники, новые правила и иные условия жизни и быта.
У юной девушки, которая ещё вчера была свободна, как ветер, появляются новые обязательства и необходимость постоянно вступать в контакт с новыми папой и мамой (свёкром и свекровью), требующий особого духовного настроя и новых идеологических установок.
Важно знать, что почти все родители в силу своей любви к детям не могут беспристрастно оценивать своих сыновей, но, как строгие экзаменаторы, очень пристально наблюдают и лучше любого сканера фиксируют всё.
Свекровь – строгий судья
Каждый родитель желает своему ребёнку счастья и в любой ситуации выступает как ревностный защитник, готовый отдать жизнь за своего ребёнка. Как правило, матери ревнуют своих сыновей к невесткам, и в глубине души их не покидают опасения, можно ли полностью доверить своего любимого сына этой девушке.
Но вместе с тем матери возлагают огромные надежды на своих невесток. Зачастую все разочарования и несправедливые оценки связаны с нашими надеждами и мечтами.
Каждая девушка мечтает о счастье, и у всех в потаённом уголке сердца есть некий образ будущего мужа и модель будущей семейной жизни, которые сформировались под впечатлением от пережитых прекрасных моментов и сложных периодов собственной жизни. Эта модель соткана из ярких и романтических сюжетов кинофильмов, прочитанных книг, страниц модных журналов и собранных по крупицам судеб тысяч других людей.
Любая девушка в душе волшебница и художница, она рисует свою картину счастья кисточкой мечты и красками ожиданий и надежд, это некая невообразимо прекрасная и идеальная модель будущей жизни.
Но суровая реальность такова, что, к великому сожалению, чем сильнее её сценарий счастья будет отличаться от того, что ей уготовано в мирской жизни, тем больнее и сложнее ей будет принять реальность со всеми семейными проблемами и приземлёнными бытовыми неурядицами.
Поэтому прежде чем пойти под венец и войти в чужой дом, девушка должна морально подготовиться к будущим изменениям; прежде всего просить Всевышнего о богобоязненном и достойном муже и счастливой совместной жизни со следованием по истинному пути, который предписал нам Господь.
А руководствоваться при выборе будущего супруга нужно такими критериями, как набожность, благородство и порядочность. Нужно твёрдо осознавать, что мы будем в браке с теми, с кем было суждено Всевышним Творцом ещё до начала времён.
Новая семья может стать такой же близкой, как и первая. Если девушке удастся покорить их, то многие проблемы можно считать решёнными.
Ложные идеалы
Когда девушка по воле Всевышнего выходит замуж, она не должна сравнивать всё, что её окружает, с той идеальной моделью, которая была в её голове, а принять свою судьбу как должное и данное ей Всемилостивым Создателем.
Семейное счастье строится на уважении между супругами. Невестка должна относиться с уважением к родителям мужа: ведь от того, какие у них сложатся отношения в будущем, зависит очень многое.
Девушка, оставив родительский дом, входит в новую семью, где уже давно сформированы свои законы и правила. И её задача постараться приспособиться к действующему порядку, традициям новой семьи. Очень редко кому удаётся войти в чужой храм со своим законами и тем более установить их там.
Родители мужа растили его 20-30 лет и передали, как сокровище, на хранение, как самое ценное, что у них было. Именно они знают его лучше, чем кто-либо: его характер, привычки, что может его ранить или вдохновить на подвиги. Именно поэтому свёкор и свекровь могут стать лучшими советчиками.
Если девушке удастся покорить их сердце и стать для них настоящей дочерью и лучшим другом, то многие проблемы можно считать решёнными – в трудную минуту они её поддержат. И никогда не стоит забывать, что ваш муж может поменять вас на другую жену, но родителей он не поменяет.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَمْ نَرَ لِلْمُتَحَابَّيْنِ مِثْلَ النِّكَاحِ
«Мы считаем, что для двух влюблённых нет ничего лучше, чем женитьба (никах)». (Ибн Маджах, 1847)
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) также говорится:
النِّكَاحُ مِنْ سُنَّتِي، فَمَنْ لَمْ يَعْمَلْ بِسُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي
«Вступление в брак относится к моей Сунне, а кто не поступает в соответствии с моей Сунной, не имеет ко мне отношения». (Ибн Маджах, 1846)
Из этих благородных хадисов мы делаем вывод о важности создания семьи. Род человеческий начался от одной семейной пары – наших прародителей Адама и Евы.
Арабское слово «никях» означает заключение брака.
Другое арабское слово – «махр» означает подарок невесте при вступлении в брак, который выплачивает супруг.
Важной сунной при бракосочетании является выплата махра, даже если он незначительный. Его уплата установлена законом как подарок для невесты.
В Исламе нет выкупа за невесту (калыма) и нет «чемоданов»
Нельзя путать махр с калымом – выкупом, выплачиваемым за будущую супругу её отцу и членам семьи. В Исламе нет калыма, это является пережитком доисламских обычаев разных народов, который всё же сохранился и по невежеству практикуется в народе и сегодня.
Также нельзя считать махром те добрачные церемонии, согласно которым к невесте приходит родня с многочисленными «чемоданами» и дорогими подарками. Этого тоже нет в Исламе, это всё традиции, порой усложняющие жизнь людей.
А махр – это брачный подарок для невесты от жениха. Махр выплачивается жене и принадлежит только ей. Выплата махра является обязательным условием для мужа, и его размер определяется при обоюдном согласии. В качестве махра будущая жена может попросить любое имущество.
Обычно размер махра устанавливается в соответствии с нормой, принятой женщинами в данном населённом пункте. При этом учитываются хорошие качества девушки – внешность, непорочность, интеллектуальные возможности, возраст, благонравие, воспитание, целомудрие и т. д.
В хадисе Пророка Мух'аммада (мир ему и благословение Аллаха) сказано, что лучшая из женщин – это та, которая и сама красива, и назначает лёгкий махр. Поэтому представителям прекрасной половины человечества не стоит назначать большой махр и вгонять суженного в трудное положение.
Если будущие супруги не смогут решить, какой размер махра установить, то его может предложить тот, кто проводит акт бракосочетания.
Согласно сунне рекомендуется, чтобы махр был равен сумме, соответствующей не менее 34 граммов и не превышающей более 1700 граммов серебра.
Известны случаи, когда женщины давали согласие вступить в брак без махра или сразу говорили мужу, что прощают выплату оговорённого махра и не брали его. Бывало и такое, что девушка просила у будущего супруга в качестве махра научить её Корану и исламским наукам, когда они станут супругами. Такой прецедент был во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) с одним из сподвижников. Естественно, это осуществляется при согласии невесты.
Конечно, каждой девушке хочется получить от жениха красивый подарок в качестве махра, но бывают и исключения.
От Сахля ибн Са‘да ас-Са‘иди (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
انْظُرْ وَلَوْ خَاتَمًا مِنْ حَدِيدٍ
«Поищи для махра хотя бы железное колечко». (Бухари, 5087; Муслим, 1425)
Ислам – религия облегчения и не создаёт трудностей для людей. Отсутствие хорошего материального положения не может быть причиной не создавать семью.
Махр – это один из первых шагов к созданию семьи, которой предполагает, что два любящих друг друга сердца, следуя повелению Всевышнего создают прекрасную семью, где царит взаимопонимание, искренность, любовь и милосердие, слышен детский смех и, конечно, есть надежда на милость Создателя.
И дай Бог, чтобы всегда и у всех было так.
Муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов и помощник главы ДСМР Ильнур хазрат Гайнутдинов с гуманитарной миссией посетили филиал №1 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр высоких медицинских технологий – Центральный военный клинический госпиталь им. А.А.Вишневского» Минобороны в городе Красногорске, где встретились с военнослужащими участниками СВО, проходящими реабилитацию и лечение после боевых ранений.
Религиозные деятели передали защитникам отечества специальные наборы и предметы первой необходимости. Во время визита имамы прошлись по палатам и пообщались с военнослужащими, сделали ценные назидания и наставления, дали исчерпывающие ответы на вопросы, и пожелали скорейшего выздоровления.
Имамы и представители ДСМО каждый раз посещая госпитали и встречаясь с участниками СВО выражают им благодарность и оказывают не только духовную, но и материальную помощь по мере своих скромных возможностей. На данный момент на эти цели было потрачено около двух миллионов рублей. И в дальнейшем поддержка эта будет продолжаться.
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:
لَمْ نَرَ لِلْمُتَحَابَّيْنِ مِثْلَ النِّكَاحِ
«Мы не считаем, что для двух влюблённых есть что-либо лучше, чем женитьба (никах)». (Ибн Маджах, 1847)
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) также говорится:
النِّكَاحُ مِنْ سُنَّتِي، فَمَنْ لَمْ يَعْمَلْ بِسُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي
«Вступление в брак относится к моей Сунне, а кто не поступает в соответствии с моей Сунной, не имеет ко мне отношения». (Ибн Маджах, 1846)
Из этих благородных хадисов мы делаем вывод о важности создания семьи. Род человеческий начался от одной семейной пары – наших прародителей Адама и Евы.
Некоторые ошибочно считают, что в Исламе женятся не по любви, а по принуждению или повелению старших. В первую очередь надо понять, что такое любовь.
В Исламе есть настоящая, чистая божественная любовь, которая достигает своего апогея только в браке, но нет свободных отношений, где в поисках любви мужчина или женщина сменяют множество партнёров и только после постели ставят вопрос: любовь это или же просто желание получить удовольствие?
Это как в казино – делается очередная ставка на любовь, и потом выясняется, что «моя попытка № ...» вовсе не любовь. Нам в последние десятилетия усиленно через масс-медиа навязывают именно такую западную модель взаимоотношений, которая была утверждена в 20 веке после победы так называемой сексуальной революции.
Любовь – это не то, что показывают в кино. Интим без обязательств или свободные отношения травмируют психику человека, каждый раз вынуждая надеяться на любовь и счастье, как итог – множественные разочарования, слезы, боль, страдания. Более того, как Божья кара за грех прелюбодеяния многим достаётся букет венерических болезней.
А теперь давайте рассмотрим понятие любви с точки зрения исламской модели. В Исламе не запрещено любить, но очень строго запрещается пачкать чистую душу, вступая в близкие отношения вне брака.
Чистая искренняя любовь – от Всевышнего Аллаха, и сообщается, что кто умрёт, храня в сердце чистую невинную любовь, тот попадёт в Рай.
В Священном Коране есть повествование о первой человеческой любви между мужчиной и женщиной:
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
(смысл): «К знамениям Аллаха относится то, что Он создал для вас из вас самих же [из рода людей] жён, чтобы вы жили с ними в согласии, и устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом, безусловно, содержатся знамения для людей, которые размышляют». («Сафват ат-тафасир», сура Ар-Рум: 21)
У каждого человека есть право любить и быть любимым, но настоящая любовь познаётся в законном браке. Заключая брак, молодые люди закладывают зерно любви, которая растёт и растёт, не переставая, всю их совместную жизнь, их любовь зацветает и день ото дня приносит свои прекрасные плоды, радуя супругов.
Они раньше были загадкой друг для друга, но познают друг друга всю оставшуюся жизнь, и медовый месяц для них длится вечно. Если они проживут праведную жизнь, то и в Раю они будут вместе и будут друг другу самыми желанными. Такая модель любви заложена в Исламе, и в ней двое влюблённых познают настоящее счастье каждый день.
Пророк Му'хаммад (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал при выборе невесты уделять внимание четырём факторам: её богатству, знатности, красоте и религиозности; и сказал далее: «Выбирай жену по её религиозности». (Муслим, 1466; Тирмизи, 1086)
Также величайший из людей, Пророк Мух'аммад (мир ему и благословение Аллаха) обратился к родителям:
إِذَا أَتَاكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ خُلُقَهُ وَدِينَهُ فَزَوِّجُوهُ، إِلَّا تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الْأَرْضِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ
«Если к вам придёт свататься тот, чьей религией и нравом вы довольны, то выдавайте дочь за него замуж. Иначе на земле распространится смута и нечестие». (Тирмизи, 1084; Ибн Маджах, 1967; Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля ас-сахихайн», 2695)
Следуя этим двум хадисам, и юноши, и девушки найдут своё счастье и настоящую любовь в совместном браке. Цените свою любовь, воздавая хвалу Всевышнему за это великолепное чувство.
В священном Коране сказано:
لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ
(смысл): «Если вы будете благодарны за дарованные Мной блага, то Я непременно умножу эти блага». («Сафват ат-тафасир», сура Ибрахим: 7)
Любите и будьте любимы! Пусть мужья и жёны почаще говорят друг другу: «Я очень тебя люблю».
МУФТИЙ ДУХОВНОГО СОБРАНИЯ МУСУЛЬМАН РОССИИ ЛИЧНО ПРОВЁЛ ОБРЯД ИМЯНАРЕЧЕНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ
В Центре восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея сегодня прошла встреча представителей традиционных религий России, представленных в Общественной Палате Российской Федерации, с постояльцами и руководством санатория.
В Центре, созданном в 1992 году на базе санатория «Русь» Управления делами ЦК КПСС, сегодня состоялась встреча, укрепившая дух межконфессионального единства. Этот центр, расположенный в Рузском городском округе Московской области, является многопрофильным лечебным учреждением, специализирующимся на реабилитации пациентов с различными заболеваниями центральной нервной системы, комбинированными нарушениями опорнодвигательной и периферической нервной систем.
В свете важности межконфессионального диалога, сегодняшняя встреча стала символом глубокого взаимопонимания и сотрудничества. Под председательством Владимира Зорина, председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений прошла встреча за круглым столом с участием делегации Духовного собрания Мусульман России, представителями традиционных конфессий страны, а также общественными деятелями. Состоялись беседы с постояльцами центра и его руководством, были затронуты важные аспекты духовного реабилитационного процесса, вопросы отсутствия льгот для детей участников СВО, которые поступают в среднеспециальные заведения, а также по инициативе принимающей стороны обсудили вопросы будущего сотрудничества.
Особенно эмоциональным стал момент, когда к муфтию Альбиру хазрату подошла женщина — татарка из Ставрополя. Скорбь окутала ее рассказ: ее муж Руслан, отец их маленького ребенка, пал на поле боя в зоне СВО. В знак памяти о погибшем отце и с надеждой на будущее, она просила провести обряд имянаречения для ее сына Роберта, в рамках мусульманских традиций, так как ранее это сделать не представлялось возможным из-за ограничений, действующих в стране во время пандемии, а затем начавшейся СВО. После проведенного обряда в мусульманской молельной комнате центра, Альбир хазрат, тронутый ее историей, принял решение взять на себя шефство над мальчиком, обещая поддержку на пути его взросления.
Уникальной особенностью Центра является наличие трех молельных комнат, отражающих религиозное многообразие России. Православная молебная комната, комната для мусульман и помещение для буддистов — каждое из этих священных пространств предоставляет возможность для молитвы и духовного умиротворения. Центр гордится тем, что может приветствовать гостей и постояльцев самых разных вероисповеданий.
В составе делегации ДСМР под председательством Главы ДСМР муфтия Альбир хазрата Кранова на встрече понимал участие и муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов.
Делегация ДСМР передала Центру в дар религиозную литературу и намазлыки (молельные коврики) для размещения в молельной комнате для мусульман.
В рамках визита гости Центра также прошли по экспозициям, кропотливо созданным сотрудниками. Музей-мемориал "Афганская война" и музей "История боевых действий на Кавказе" хранят в себе артефакты и книги памяти, рассказывающие о сложных страницах истории страны. Планы на будущее включают создание музея, посвященного специальной военной операции, что будет способствовать сохранению исторической памяти подрастающих поколений.
Слова Альбира хазрата эхом отзывались в сердцах присутствующих: "Доброе слово и молитва лечат души. Наша задача — помочь как с точки зрения духовной, так и психологической, пережить эти события как самим участникам СВО, так и их семьям".
Этот день в Центре восстановительной терапии имени М.А. Лиходея стал еще одной страницей в книге усилий по поддержке тех, кто отдал силы за мир в нашей стране, подтверждая приверженность России идеалам мира и справедливости.
Пресс-служба ДСМР