Жизнь махалли


Вчера, в г. Кузнецке, Пензенской области состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Ислам и современное общество» по обмену опытом работы общественных советов духовных управлений мусульман ЦДУМ России. Конференция была приурочена к 220-летию со дня основания Центрального Духовного Управления Мусульман России. Конференция прошла успешно, в ней приняли участие 75-80 участников, которые являются представителями Духовного Управления Мусульман Пензенской области, Ульяновской, Самарской и Оренбургской области, Мордовии и Чувашии.
Как сообщают на сайте Правительства Пензенской области, в работе конференции принял участие Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин.


Одиннадцатый день Олимпийских игр в Пекине запомнился выступлением бегуньи из Бахрейна Рокаи Аль-Гассра.Спортсмена бежала в хиджабе – как предписывает мусульманская религия. Несмотря на прогнозы скептиков, Аль-Гассра не только приняла участие в Олимпиаде, но и уверенно выиграла свой забег. Ее победа стала серьезным ударом по стереотипам, связанным с хиджабом и положением женщины в исламе в целом.


В Российском исламском университете состоялся семинар для 20 представителей татарстанских мухтасибатов, ответственных за организацию проведения паломничества к святым местам в Мекке и Медине. Семинар организовал Межрегиональный паломнический центр «Идель-хадж». Как показал форум, наиболее актуальными вопросами для его слушателей являются вопросы оформления документов и оказания медицинской помощи.Это уже второе подобное мероприятие.

В минувшие выходные в Мекке состоялась церемония омовения внутреннего помещения Каабы. Члены королевской семьи и видные религиозные деятели, одетые в традиционную одежду, вооружились щетками и специальными губками с розовой водой, чтобы совершить ритуал.Церемония началась сразу же после утренней молитвы. "Омовение Каабы – акт поклонения [Всевышнему]. Невозможно описать словами те чувства, которые испытывает верующий, совершающий его в том месте, где стояли пророки",– сказал заместитель главного редактора газеты "Аль-Ватан" Умар аль-Мидвахи.

В России увеличиваются объемы продаж женской мусульманской одежды: с каждым сезоном на 5 – 10%. Об этом ИА IslamNews рассказал генеральный директор российского производителя хиджабов "Аль-Баракят" Абдусалам Эльжуркаев.
По словам Эльжуркаева, наиболее консервативными являются покупательницы из Москвы и Казани, предпочитающие классические – необлегающие – хиджабы, которые в наибольшей степени соответствуют нормам шариата. В Кавказском регионе больше востребованы брючные костюмы, по стилю и покрою приближенные к европейском моделям. 
Сегодня в Москве продукцию "Аль-Баракат" можно увидеть и при желании приобрести в фирменном магазине, расположенном в торговом центре "Аэросити" (84 павильон) близ Аэровокзала. Доступна она и во многих других городах – Тюмени, Оренбурге, Уфе, Казани, Махачкале, Моздоке, Карачаевске и т.д.
Кроме того, российские хиджабы от "Аль-Баракят" поставляются в страны ближнего и дальнего зарубежья, в частности, в Литву, Бельгию, Германию, Голландию и Австрию, сообщил собеседник информагентства.Источник www.islamnews.ru

В первый день месяца Рамадан начинается пост (ар. саум, перс. руза, тюркск. ураза), который соблюдается в течение всего месяца и обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение при совершении религиозных обрядов, так как тахара сводится не только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но в религиозно-этическом, культовом смысле тахара означает освобождение от всего оскверняющего.
 От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях, путешествует и т. д. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца Рамадан в течение потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах: раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам. Запрещается поститься в дни двух великих праздников и в случае опасности; порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан).

22 сентября 1788 года — день подписания одного из важнейших в истории Ислама указов Екатерины II, который был адресован симбирскому и уфимскому генерал­губернатору О. А. Игельстрому. По этому документу следовало «учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имеет в ведомстве своем всех духовными чинами того закона, … исключая Таврической области». Главой нового учреждения — муфтием — был назначен русский разведчик в Центральной Азии и на Кавказе М. Хусейнов — доверенное лицо царских властей, которому было положено годовое жалование в 1 500 рублей, равное окладу тогдашнего армейского генерал­майора. В помощники к первому муфтию были определены тогда же три «заседателя», избиравшиеся из числа «казанских татар», с жалованьем по120 рублей в год.
Важнейшими задачами нового муфтията стали «испытание в вере», назначения мулл, которые должны были быть при этом «преданы» властям империи, «в верности надежные и доброго поведения», а также духовный суд по шариату, в том числе апелляции по решениям нижестоящих духовных лиц. Наиболее существенной особенностью «мусульманского духовенства», действующего на территории Оренбургского муфтията, было отсутствие в его среде жесткого принципа кастовости. Такая традиция господствовала в Крыму, где мусульманские духовные лица подбирались лишь из семей исламских знатоков шариата.
Деятельности духовного руководства Оренбургского муфтията должны были способствовать прикрепленные к нему светские лица. «Высочайше» одобренным решением Сената от 20 апреля 1789 года была создана канцелярия муфтията, в которой состояли секретарь и ряд канцелярских и прочих служителей.
Царские администраторы Юго­Востока, однако, полагали необходимым детализировать круг задач и ответственности нового мусульманского института. В декабре 1789 года на имя Екатерины II из Уфы поступил проект «Положения» о компетенции «Магометанского духовного собрания», который был представлен О. А. Игельстромом. В данном проекте определялись следующие задачи муфтията: 1) состоять под ведомством и контролем Уфимского наместнического правления и быть приравненным к «средним судебным местам»; 2) испытывать всех желающих быть муллами; 3) иметь при оных испытаниях «обывательское одобрение» личности кандидата, заверенное земским исправником; 4) вести все бумаги на «российском диалекте» с «татарским переводом»; 5) разбирать и решать дела по духовной части «магометанского закона принадлежащие» — брачные и бракоразводные, дела о поведении служителей мечетей и т. д.; 6) устроить дело так, чтобы при 100 дворах состояла 1 мечеть; 7) ввести в каждом уезде две должности ахунов (старших мулл); 8) лишить мусульманских духовных лиц и сам муфтият права присуждать мусульман к телесному наказанию; 9) усилить контроль над мусульманской школой.
Можно согласиться с уфимским исследователем Д. Д. Азаматовым в том, что Екатерина II внесла существенные изменения в присланный из Уфы проект. Так, поскольку учрежденный в 1788 году муфтият ведал делами мусульман всей России (кроме Крыма), то местная уфимская администрация могла контролировать его действия лишь по делам своей территории. Вместе с тем ряд других предложений был в определенной степени учтен: в частности, мусульманские духовные учреждения и лица были лишены права присуждать магометан к телесным наказаниям. Это могли сделать только светские власти империи. Вместе с тем постепенно юрисдикция Оренбургского муфтията расширилась: он получил право разбирать и решать семейные и наследственные дела мусульман, давать разрешение на строительство и ремонт новых мечетей и т. д.
Рядом новых указов царская администрация стремилась поощрить и укрепить деятель­ность муфтията в Уфе. Так, указом от 15 июня 1792 года его чины в пятницу, как в «празд­ничный» день соборной молитвы, были «оставлены от присутствия свободными». Важную роль сыграл указ 17 августа 1792 года, распространивший на мулл, заседающих в Орен­бургском муфтияте, нормы «Учреждения об управлениях губерниями» 1775 года, и приравнял их к членам «средних судебных мест». По данным нормам каждые три года на места старых членов Духовного собрания должны были избираться новые муллы из числа «казанских татар», естественно, при твердом убеждении в их «верности» и «добром поведении».
Особую роль во всех этих событиях становления первого муфтията на территории империи играл его глава М. Хусейнов. Отношения имперских властей разного уровня с ним складывались непросто. Петербург, судя по всему, благоволил муфтию: указами 13 августа 1790 года и 26 января 1793 года ему разрешалось увеличить свои земельные владения и число крепостных­мусульман, особенно «башкирцев». С другой стороны, будучи муфтием над всеми мусульманами империи, Хусейнов — видимо, человек гордый и независимый — никак не мог выстроить отношения с местными администраторами.
На территории, подчиненной юрисдикции Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), духовная организация конфессионального быта «магометанства» постепенно стала приобретать более или менее устойчивый характер. Год за годом формировался штат так называемых «указных мулл», то есть официально утвержденных ОМДС и светской властью служителей мусульманского культа. Данные мусульманские духовные лица были, как правило, прикреплены к определенной мечети, могли в случае необходимости получать казенное пособие, командировочные и суточные деньги, пользоваться доходами от исполнения необходимых обрядов (свадьба, заупокойная служба и т. д.), быть свободными от налогов, повинностей. Их дома освобождались от постоя и пр. Ведущую роль в отношениях с данным муфтиятом и его руководством, как и контроль на месте за жизнью мусульман Юго­Востока империи, в рассматриваемый период времени выполняла военная администрация Оренбурга. Так, первый известный нам русский указ о хадже в Мекку был адресован 23 марта 1803 года именно оренбургскому военному губернатору генералу Н. Н. Бахметову. Данный законодательный акт легализировал право выходцев из Бухары, находящихся в России, отправляться через территорию империи на паломничество в Святые места Ислама.
Таким образом, признав права мусульманской общины России на религиозную самобытность, российская власть стала более активно, чем раньше, встраивать ее в систему государственного устройства империи. Особое внимание было уделено организации государственного регулирования «сверху» религиозной жизни российского мусульманства. Главный принцип конфессиональной политики Российской империи заключался в стремлении к полному государственному контролю над всеми без исключения религиозными институтами на территории страны. Как известно, первой жертвой этой политики стала самостоятельность самой Русской православной церкви, превращенной после ликвидации патриаршества и создания в 1721 году Святейшего синода в специфическое, особое, но все же чисто государственное учреждение. Именно с этой точки зрения для большего удобства государственного надзора над жизнью российского мусульманства с конца XVIII века власти империи приступили к созданию необходимых, по их мнению, религиозных учреждений и форм организации их служителей.


Шаабан (араб. شعبان‎‎) — восьмой месяц лунного мусульманского календаря, непосредственно предшествующий месяцу рамадан. Следует за месяцем раджаб. В середине месяца шаабан отмечается Ночь Очищения.Ша’абан также называют месяцем Пророка. Он второй в ряду трех священных месяцев, следующих друг за другом, которые высоко ценятся в нашей религии. 
Часто к названию этого месяца прибавляют слово «муаззам», то есть «почитаемый».Всевышний Аллах создал его непосредственно для Пророка.
В одном из священных хадисов сказано, что месяц Ша’абан — это месяц Пророка (мир ему и благословение): "Месяц Ша’абан предназначен для меня. Всевышний во всем своем величии повелел ангелам Арша: «О, ангелы мои, вы видели?! Мои рабы оказывают почет и уважение месяцу Моего Любимца. Своим могуществом, правом Своего величия Я ниспосылаю им прощение и отпускаю грехи их». Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Превосходство месяца Ша’абан над другими месяцами, как мое превосходство над остальными Пророками». Поэтому мусульмане должны с особым трепетом уважать этот месяц и стараться проявлять усердие в поклонении Творцу.
Надо помнить, что за все хорошие деяния, совершаемые в этот месяц, воздаяние увеличивается в 70 раз, и они поднимаются к небесам без всяких препятствий. Поэтому наш Пророк многие из дней этого месяца проводил в посте. Однажды один из сподвижников спросил Посланника Аллаха: «О, Пророк, я не видел, чтобы ты постился больше, чем в месяц Ша’абан?» «В этом месяце все дела возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих дел я постился» — ответил лучший из сынов Адама (мир ему и благословение).Название месяца Ша’абан, по словам Пророка (мир ему и благословение), происходит от слова «таша’аба», что означает «распространение». В этом месяце распространяется добро. Человеку, который возвеличил месяц Ша’абан, страшась Аллаха, совершая обязательное, остерегаясь от грехов, Всевышний прощает все его грехи и сохраняет в течение года от бед и болезней.Ша’абан содержит одну из основных высокочтимых ночей — Ночь Ба’арат (с 14 на 15 Ша’абана).
 В хадисах про Лейлят-уль-Ба’арат сказано: «Когда наступает 15 ночь месяца Ша’абан, проводите ее в молитвах, а днем, следующим после нее, поститесь. Обязательно Аллах спросит: „Нет ли того, кто просит прощения — Я прощу. Нет ли того, кто желает увеличения своих средств и здоровья — Я дарую“. И это продолжается до самого утра». В Ночь Бара’ат Священный Коран был низведен на Ляух-аль -Махфуз (Хранимая скрижаль).

7 августа 2008 года в г. Чебоксары, Чувашской республики, в Доме Правительства состоялось заседание Совета по проведению Года добрых дел. Открытие заседания Совета началось с доклада председателя правления Чувашского республиканского отделения Общероссийского общественного фонда «Российский детский фонд» Кислова Ю.М.В своем докладе Кислов Ю.М. осветил основные моменты проведения ежегодного республиканского детского благотворительного марафона «Именем детства, во имя детства».
Так же с докладами выступили: начальник отдела по работе с общественными объединениями Администрации президента ЧР Софронов А.Е; первый заместитель главы по социально-экономическим вопросам администрации г. Алатырь Ежова Т.Б; первый заместитель главы администрации Ибресинского района Михалик В.Л; начальник отдела культуры, социального развития и архивного дела администрации Урмарского района петрова Г.Л.

ЦРО Духовное собрание мусульман Московской области в составе Духовного собрания мусульман России
109044, Москва г, Крутицкий 1-Й пер, дом № 5, строение 2
Тел.: +7(495)636-63-09, +7(902)216-63-74, +7(967)292-00-09
E-mail: muhtasibatmo@mail.ru

Централизованная религиозная организация "Духовное собрание мусульман Московской области" в составе ДСМР