Жизнь махалли
Пятым столпом Ислама является совершение паломничества – хаджа имеющим на это возможность. Слово «хадж» в переводе с арабского означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили. А в Шариате это означает намерение и посещение высокочтимой Каабы с целью совершения специальных богослужений, связанных с определенными условиями и правилами.
Нельзя откладывать совершения хаджа тому, кто обладает этой возможностью, ведь может случиться так, что такая возможность ему больше не представится. Кто умрет, не успев совершить хадж, хотя имел на то возможность, в Судный день предстанет перед Аллахом ослушником, ибо не выполнил свой долг перед Ним.
При наличии шести условий совершение хаджа становится обязательным:
1. Достижение совершеннолетия.
2. Исповедование религии Ислам.
3. Здравость рассудка.
4. Личная свобода.
5. Безопасность пути.
6. Материальная и физическая возможность.
Хадж состоит из шести составных частей – арканов:
1. Намерение вместе с надеванием ихрама (специальной несшитой одежды, состоящей из двух кусков материи).
2. Пребывание в местности ‘Арафа.
3. Таваф – обход вокруг Каабы.
4. Хождение между холмами Сафа и Марва.
5. Сбривание волос (минимум три волоса).
6. Соблюдение последовательности.
Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноту. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя и не греша при этом, вернется таким же чистым от грехов, как в день своего рождения.
Пророк (мир ему и благословение) также отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, презираем, опозорен и разгневан, как в день пребывания паломников в местности ‘Арафа, ибо видит тот, как нисходит на людей Милость Аллаха и прощаются им великие грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые прощаются только пребыванием в местности ‘Арафа.
Однажды сатана, проклятый Аллахом, явился к Пророку (мир ему и благословение) в виде странника, стоящего на ‘Арафе, худого, желтого, плаксивого и сгорбленного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его:
- Отчего ты льешь слезы, отчего исхудал, отчего изменился лицом, почему сгорбился?
На что иблис ответил:
- Из-за множества людей, спешащих сюда, боюсь, что надежды их сбудутся, и от того у меня тоска. От ржания коней на пути к Аллаху: если бы всадники спешили ко мне, было бы лучше. От согласия людей быть послушными Аллаху: если бы покорились они мне, было бы лучше. От слов раба Аллаха, который просил для себя кончины праведника. Горе мне! Он – действительно из числа знающих, если способен на такое удивительное действо.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано, что, если кто-то покинул свой очаг с целью совершения хаджа или ‘умры[1] и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение хаджей до наступления Судного дня. Тот же, кто умер в одном из двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный день не будет допрошен, и ему скажут, чтобы вошел в Рай.
Совершение благословенного хаджа дороже жизни на этом свете, и для совершающих хадж только одна награда – Рай.
Ислам выделяет несколько видов богослужения, среди которых есть явные и скрытые. Скрытое богослужение – это поклонение сердца, например, любовь к Аллаху, искренность, покаяние, упование, страх и надежда на Его Милость. Явное богослужение бывает двух видов: телом и имуществом. Так вот хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом, а кроме того, у него есть и скрытые стороны, к примеру, чистота намерения.
Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что он совершается только в определенном месте Земли – в Мекке, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят, можно в любом уголке Земного шара.
Всевышний Аллах установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получает пользу как в этой, так и в будущей жизни. Священный Коран, рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключенных в этом столпе Ислама.
Мудрости хаджа
Теперь мы вкратце упомянем о некоторых моментах паломничества, в которых скрыто много мудрости.
1. Объединение мусульман. Ислам придает особое значение теплоте отношений и дружбе между мусульманами. Всевышний Аллах создал столпы Ислама способствующими сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала имеют возможность встречаться пять раз в день в близлежащей мечети, совершая там коллективный намаз. Кроме того, жители всего населенного пункта имеют возможность раз в неделю встречаться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже, поэтому хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.
2. Оживление настоящего мусульманского братства. Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Господа – Единого для всех, смотрят в одну и ту же сторону, т.е. в сторону Киблы.
3. Притяжение всех мусульман, как бы далеко они не находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке, из которой по всему миру распространился свет Единобожия.
4. Проявление равенства между мусульманами. При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии; господин и слуга, министр и рабочий – все находятся на одном уровне. Воистину, это то место, которое напоминает о начале рождения человека, когда у него нет преимущества перед кем-либо. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все станут перед Господом без одежды, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.
5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках, пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением и чтобы вера укрепилась в их сердцах.
Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием. К примеру, прежде всего, вспомним первого человека на земле Адама (мир ему), который впервые босиком, с непокрытой головой, прикрытый одной только накидкой, совершал семикратное обхождение Каабы. Перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима и Исмаила (мир им), которые заново строили Каабу после всемирного потопа. Также верующие представляют нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который целовал священный камень «Аль-Хаджар аль-асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына Исмаила (мир ему), а Мина, где кидают камешки, напоминает пророка Ибрахима (мир ему), который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни.
День Арафа – день стояния на горе Арафа напоминает о первой встрече наших прародителей Адама и Хавы на этой горе, и потому в некоторых источниках ее называют горой встреч и ожидания. На ‘Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: «О люди, ваш Господь Один, и все вы - потомство Адама, Адам создан из земли, и нет преимущества у араба перед неарабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не превращайтесь в неверных, которые враждуют друг с другом».
6. Хадж – это воспитание паломника, когда он, находясь в пути и сталкиваясь с разными трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабру). На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и здесь необходимо проявлять выносливость, скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное в день Курбан-байрама или когда раздает милостыню неимущим.
Пусть тот, кто желает начать жизнь с чистого листа, приступает к паломничеству с искренним намерением, а признаком принятия Всевышним хаджа является изменение характера человека в лучшую сторону после его совершения.
В Луганске прошла конференция «Героизм сквозь века: памяти защитников Отечества», организованная Духовным управлением мусульман Луганской Народной Республики (ДУМ ЛНР). С приветственным словом к участникам обратился муфтий ЛНР Мухаммад Исмаил Гамбаров. Мероприятие собрало представителей различных религиозных и общественных организаций, объединенных общей целью – почтить память героев.
На конференции выступил муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов, подчеркнувший, что "патриотизм — это не просто слова, это деятельная любовь к своей Родине, готовность защищать ее ценности и идеалы. Это чувство, которое объединяет нас и делает сильнее перед лицом любых испытаний".
Помощник главы Духовного собрания мусульман России Ильнур хазрат Гайнутдинов также обратился к собравшимся, отметив: "История нашей страны богата примерами героизма и самопожертвования. Мы должны помнить о подвигах наших предков, передавать эту память следующим поколениям и воспитывать молодежь в духе патриотизма и любви к Отечеству."
Среди почетных гостей конференции были муфтий Татарстана Камиль Хазрат Самигуллин, муфтий Волгоградской области Бата Кифах Мохамад и другие представители религиозных и общественных организаций. Участники обсудили важность сохранения исторической памяти о героях, защищавших свою Родину и вклад традиционных конфессий в патриотическое воспитание.
Муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов и помощник Главы Духовного собрания мусульман России (ДСМР) Ильнур хазрат Гайнутдинов в рамках гуманитарной миссии, организованной по благословению Главы ДСМР, муфтия Альбир хазрата Крганова, совершили поездку в Луганскую Народную Республику.
В ходе визита были проведены встречи в городах Северодонецк и Старобельск, где представители ДСМР передали гуманитарный груз. В его составе — религиозная литература, молитвенные ковры, атрибутика и другие необходимые предметы духовного и бытового назначения.
Особое внимание было уделено духовному окормлению: хазраты провели встречи с защитниками Отечества и войсковыми священнослужителями, оказывая поддержку и передавая слова молитвы, веры и единения. Миссия стала частью продолжающейся работы ДСМР по укреплению духовной и гуманитарной связи с теми, кто находится в зоне специальной военной операции.
В рамках гуманитарной миссии, организованной по благословению Главы Духовного собрания мусульман России (ДСМР), муфтия Альбир хазрата Крганова, Луганскую Народную Республику посетили Муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов и помощник Главы ДСМР Ильнур хазрат Гайнутдинов.
Дауд хазрат провел пятничный намаз в мечети города Антрацит, а Ильнур хазрат возглавил молитву в Красном Луче. После богослужений духовные лидеры встретились с местными прихожанами, обсудив насущные вопросы мусульманской общины и выразив поддержку жителям республики.
В ходе визита представители ДСМР также осмотрели условия для религиозной жизни мусульман в регионе и обсудили дальнейшее сотрудничество в сфере духовного просвещения и социальной помощи.
"Мы здесь, чтобы поддержать наших братьев и сестер, укрепить их веру и оказать посильную помощь. Мусульмане России всегда были и остаются единой уммой, готовой прийти на помощь тем, кто в ней нуждается", — отметил Дауд хазрат.
Ильнур хазрат добавил: "В эти непростые времена особенно важно сохранять единство, взаимопомощь и твердость духа. Наша миссия — не только духовная поддержка, но и напоминание о том, что мы — одна большая семья".
Гуманитарная миссия в ЛНР проводится в рамках программы ДСМР по поддержке мусульманских общин на новых территориях. Ранее муфтий Альбир хазрат Крганов неоднократно подчеркивал важность такой работы, направленной на укрепление межрелигиозного мира и стабильности.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
إن الله يحب التوابين ويحب المتطهرين
Смысл: «Поистине, Всевышний Аллах любит тех, которые часто раскаиваются и Аллах любит очищающихся».
То есть, Всевышний Аллах награждает кающихся, проявляет почтение к тем, кто раскаивается в грехах и очищается от скверны. Касательно этого аята также было сказано, что Аллах любит раскаивающихся за проступки и очищающихся от беспечности.
Искреннее покаяние должно соответствовать трём условиям: покаявшемуся следует отказаться от совершения того греха, в котором он каялся; он должен искренне раскаяться, то есть выразить сожаление, что он совершил этот грех; ему необходимо принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь.
А если грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние вдобавок к трём вышеупомянутым условиям должно соответствовать ещё одному: покаявшийся должен загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него.
Покаяние, не соответствующее хотя бы одному из вышеупомянутых условий, не считается действительным (в полной мере).
Если человек покаялся, соблюдая все вышеупомянутые условия, выбрал подходящий момент, когда принимается дуа и тавбу, его покаяние будет действительным и непременно будет принято.
От Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إتَّقِ الله حَيْثُما كُنْتَ وأتَّبِعِ السَّيِّئَةَ الحَسَنَةَ تَمْحُها وخالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنِ
«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за плохим деянием соверши благое, которое сотрёт собой дурное! И в отношениях с людьми придерживайся благонравия». (Имам Ахмад, 5/153; Тирмизи, 1987; Байхаки, 8025)
«Нет силы оставить плохое, греховное и обратиться к благому, и нет мощи поклоняться Аллаху, придерживаться благого, кроме как от Аллаха».
Дорогие братья и сестры!
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики, день, когда человек впервые преодолел земное притяжение и шагнул к звёздам. Этот подвиг Юрия Гагарина стал символом безграничных возможностей человеческого разума, отваги и стремления к познанию Вселенной.
В Исламе призыв к изучению мира, к размышлению над творениями Всевышнего занимает особое место. В Священном Коране сказано:
«Неужели они не смотрят на небо над ними? Как Мы воздвигли его и украсили, и нет в нём никаких изъянов!» (Сура «Каф», аят 6).
Космос, с его бескрайними просторами и тайнами, напоминает нам о величии Творца и вдохновляет на поиск истины через науку и веру.
История исламской цивилизации подарила миру великих учёных, таких как Аль-Бируни, Ибн Сина, Улугбек, чьи труды в астрономии, математике и философии заложили основы для будущих открытий. Их наследие учит нас: вера не противостоит знанию, а освещает путь к нему.
Сегодня мы гордимся, что мусульмане вносят свой вклад в развитие космонавтики и науки, продолжая традиции предков. Россия, объединившая в себе народы разных культур и религий, показала, что единство и сотрудничество ведут к грандиозным свершениям.
Пусть День космонавтики напоминает нам о важности мирного созидания, диалога между народами и ответственности за наш общий дом — Землю. Давайте беречь хрупкую красоту планеты, которую Всевышний доверил нам, и стремиться к тому, чтобы новые открытия служили добру, справедливости и процветанию всего человечества.
Желаю всем крепкой веры, мудрости и вдохновения в достижении самых высоких целей. Мира вам, милосердия и благословения Аллаха!
С уважением,
Муфтий Московской области
Дауд хазрат Мухутдинов
5 и 6 апреля 2025 года при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы прошли заключительные мероприятия Межконфессионального патриотического клуба «Мы служим тебе, Россия!».
В мероприятии принял участие Муфтий Московской области Дауд-хазрат Мухутдинов. Он передал теплое приветствие от председателя Духовного собрания мусульман России, муфтия Альбира-хазрата Крганова и поделился своими наблюдениями: «Последние несколько лет мы навещаем военных в госпитале имени Вишневского и посещаем Луганскую Народную Республику, и за эти несколько лет я очень многому научился у военнослужащих. Когда я очередной раз вижу такую силу духа, такую веру в Бога, я понимаю, что военный человек – не только щит нашей страны, но и человек высокой морали, нравственных качеств, который может многому научить религиозного деятеля».
Участниками клуба в этом году стали воспитанники детско-юношеских военно-патриотических центров из разных регионов России: Смоленска, Нижнего Новгорода, Брянской области, Владимирской области, учащиеся образовательных учреждений города Москвы и Подмосковья, участники Специальной военной операции, ветераны Службы внешней разведки Российской Федерации, органов государственной безопасности, Пограничной Службы ФСБ России, специальных военных подразделений Управления «А» и «В» ЦСН ФСБ России, представители органов государственной власти, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, религиозных организаций, военнослужащие и участники боевых действий.
Межконфессиональный патриотический клуб с каждым годом расширяет свои границы. Его участники в рамках мероприятия провели патриотическую акцию в своих родных городах. Силами волонтеров, учащихся образовательных учреждений были приведены в порядок захоронения защитников Отечества также в Смоленске, Нижнем Новгороде, Брянской и Владимирской областях.
5 апреля в спортивном зале фитнес-клуба для участников мероприятия состоялась дискуссионная встреча «Духовные традиции народов России, как залог Победы», в рамках которого в формате открытого диалога представители разных поколений обсудили особенности военной службы. В дискуссионной панели участвовали: Владимир Силантьев – участник спецоперации по освобождению заложников, захваченных террористами в школе №1 города Беслан 1-3 сентября 2004 года, кавалер ордена Мужества, ветеран Управления «В» Центра специального назначения ФСБ России, полковник запаса, первый вице-президента Ассоциации «Группы «Вымпел»; Николай Бетин – ветеран Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России, председатель комитета по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи Международной Ассоциации ветеранов подразделений антитеррора «Альфа»; участник Специальной военной операции с позывным «Луи», награжденный медалью «За верность долгу»; диакон Никита Ганичев – руководитель аппарата Сектора Росгвардии Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; Ильдар Бояров – представитель Духовного собрания мусульман России; Сергей Киришов – председатель Центрального Духовного управления буддистов.
Владимир Силантьев рассказал об истории своей жизни, выполненных боевых задачах, боевых наградах.
По завершении дискуссионной встречи для ребят была подготовлена насыщенная программа спортивных состязаний. Дал старт соревнованиям Расул Бокиев – дзюдоист, бронзовый призер летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине, бронзовый призер чемпионата мира 2007 года в Рио-де-Жанейро, победитель Кубка мира 2007, 2010, 2011 и 2012 годов, чемпион России 2009 года. Победителями соревнований стали воспитанники Московского военно-патриотического центра «Вымпел» одной из московских школ.
Гости мероприятий могли посетить выставку Сергея Сидорука «Лица Великой Победы» авторского проекта «ПОБЕДИТЕЛИ», проходящую в рамках Клуба.
Торжественный концерт Межконфессионального патриотического клуба, посвященный Дню Победы, состоялся 6 апреля в Московском детском театре эстрады.
Приветственное слово от имени заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александра Горбенко к участникам мероприятия зачитал заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Константин Блаженов: «Сегодня перед нами стоят крайне ответственные задачи – не допустить искажения истории нашей страны и сохранить память о Героях, которые вне зависимости от религиозных убеждений и национальной принадлежности верой и правдой служили и служат России. Духовно-нравственное воспитание молодежи, формирование у неё стойкой гражданской позиции, основанной на уважении и любви к Отчизне, закладывают прочный фундамент для построения будущего процветания нашей страны».
Участники мероприятия исполнили Гимн Российской Федерации. Был показан видеоролик об истории Межконфессионального патриотического клуба.
Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков отметил: «Патриотизм – это любовь человека к своей Родине, готовность всеми силами служить ее интересам. Патриотизм невозможен без последовательного, глубокого воспитания в молодом поколении уважения к военной службе, службе на благо Отечества. Мероприятия Межконфессионального клуба способствуют не только патриотическому воспитанию, но и укреплению религиозного диалога. Участники клуба помогают молодежи понять важность единства в многообразии и учат ценить вклад каждого человека в общее дело. Я уверен, что такие инициативы будут способствовать формированию активной гражданской позиции у молодежи и вдохновят их на дальнейшие свершения во имя процветания России».
От том, что заложено в понятиях «служение» и «патриотизм» поведал молодежи первый заместитель председателя Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерей Константин Татаринцев: «Любовь – это жертва. Когда ты жертвуешь своим временем, силой, возможностями – тогда эта любовь настоящая. Вот и патриотизм – это любовь к Отечеству, это тоже жертва – готовность отдать лучшее, что у тебя есть, свое здоровье, а может даже и жизнь».
Студент 1 курса Московского международного университета Валентин Потешкин исполнил для присутствующих песню «Ты моя надежда, ты моя отрада», а также прочитал отрывок «Переправа» из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин», посвященную одному из главных событий Великой Отечественной войны – переправе через Днепр. Коллектив Московского детского театра эстрады исполнил песню «Туман».
Для участников клуба был показан ролик о том, как важно с честью и чувством долга служить своей стране и помнить о ее Героях, подготовленный курсантами ФГКВОУ ВО «Военная ордена Жукова академия войск национальной гвардии Российской Федерации».
С благодарностью к старшему поколению и напутствием для юных участников выступил Сергей Киришов – председатель Центрального Духовного управления буддистов: «Каждое слово, которое сегодня было сказано, символизирует ту истину, ту величайшую драгоценность, что есть у нас в стране – единство всех людей… Ребята, несмотря на все вызовы, будьте счастливы, ведь вы живете в прекрасной стране, где ценятся наши духовные традиции, где у каждого есть возможность развиваться и двигаться к нашему светлому будущему. У нас всех: православных, мусульман, буддистов, общие духовные ценности, общие цели и задачи во благо нашей страны».
Александр Силецкий и Полина Копытова при участии Владимира Силантьева и артистки танцевального объединения «Москонцерта» Анны Ершовой исполнили «Песенку военных корреспондентов». Представители Военно-патриотического центра «Вымпел – Городец» имени Александра Невского исполнили песню «Защитники Отечества». Также Александр Силецкий исполнил песню «Не воюйте с русскими», а Фёдор Афанасьев – авторскую песню «За народ, за Россию». Лауреат Всероссийского конкурса «Хранители наследия России» Мария Некалина и баянист Ринат Демаев прочитали военные частушки «Тимоня», а также исполнили композиции «Россия – вольная душа», «Вместе мы сила».
С большим воодушевлением и трепетом будущие защитники Отечества слушали выступление участника Великой Отечественной войны, ветерана Службы внешней разведки Российской Федерации, полковника в отставке Василия Глотова: «Я вам желаю, чтобы вы воспитали в себе качества настоящего патриота и умелого бойца, овладели знаниями по той области, в которой вам придется работать. Сегодня, когда против нас действуют силы зла, наши задачи – отстоять интересы Родины. Будьте достойны славы своих отцов, дедов и прадедов, которые в тяжелейшие годы защищали нашу страну. Я надеюсь, что вы достойно пронесете знамя ваших предков, и наша Родина будет всегда в безопасности и будет служить примером для всех народов мира».
Продолжили творческий вечер учащиеся одной из московских школ с музыкальной композицией «Нам нужна одна Победа» из кинофильма «Белорусский вокзал». Новые участники клуба – школьники из города Сельцо Брянской области – рассказали присутствующим о ратной истории своего родного края, как они чтят традиции и память о павших воинах в разных конфликтах, затронувших нашу страну. Кроме того, выступили воспитанники военно-патриотического центра «КУОС-ВЫМПЕЛ» города Смоленск с песней «Мы, друзья, перелетные птицы».
Владимир Силантьев зачитал отрывок из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского «О награде», а полковник Службы внешней разведки Российской Федерации в отставке Елена Вавилова – стихотворение Пита Сигера «Все преодолеем!».
Одним из главных событий торжественного мероприятия стало исполнение песен Владимира Высоцкого, Песни о далекой Родине и Романса морских офицеров Депутатом Государственной Думы Российской Федерации, народным артистом России Дмитрием Певцовым. Перед исполнением композиций он обратился к участникам клуба: «У нас действительно великая страна: многонациональная, многоконфессиональная и непобедимая. Александр Суворов сказал мудрую фразу: мы воюем не из ненависти к врагу, мы воюем из любви к Отечеству. И в этом наша сила, секрет наших побед … Хочу обратиться к молодежи: вы – счастливые люди, потому что вы – россияне! И мы должны помнить, что факт нашего рождения – это прямое следствие тех побед и тех жертв, которые принесли наши великие предки».
Как сохраняют и приумножают традиции российского казачества продемонстрировали в ярких выступлениях Образцовый детский казачий фольклорный ансамбль «Луговое кольцо» (группа «Семиреки»), хореографический ансамбль «В мире танца» с номером «Казачка», а московские школьники – со знаменитой песней «Казак». Не обошли стороной на мероприятии и доблестную историю военно-морского флота. Учащиеся кадетской школы-интерната исполнили песни «Вечер на рейде» и «Гармошка».
На торжественном мероприятии в качестве почетных гостей присутствовали: Анна Кудрявцева – заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы; Алексей Зайцев – руководитель Фонда поддержки военнослужащих «Офицеры Границы», Муза Малиновская – кандидат педагогических наук, историк спецслужб, Розалия Абатурова – ветеран военной службы, председатель правления Общероссийской организации «Офицеры России».
Участникам клуба были вручены памятные сувениры и подарки.
Организаторами мероприятия выступили Некоммерческое частное учреждение Центр поддержки образовательных программ «Открытие», Ассоциация «Группы «Вымпел» при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.
Партнерами при проведении Межконфессионального патриотического клуба выступают Общероссийская общественная организация ветеранов «Российский Союз ветеранов», Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Международная Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Фонд поддержки военнослужащих «Офицеры Границы».
Информационными партнерами Клуба являются: журнал «Пограничник» газета «Граница России», «Спецназ России», «Ветеран».
Источник: фото и материалы https://www.mos.ru
В рамках традиций милосердия, заложенных в священный месяц Рамадан, Муфтий Московской области Дауд Хазрат Мухутдинов и сотрудники мечети Звенигорода посетили городскую больницу №45, где проходят лечение участники специальной военной операции. Визит стал актом духовной и социальной поддержки тех, кто защищает интересы страны.
Представители мусульманской общины привезли с собой более 150 порций сытного плова, свежие фрукты и восточные сладости. «Рамадан учит нас делиться добром не только в праздники, но и каждый день. Эти бойцы заслуживают нашей благодарности и заботы», — члены общины.
Участники СВО, многие из которых долгое время находились в зоне боевых действий, тепло встретили гостей. «Такое внимание вдохновляет на выздоровление. Спасибо за вкусную еду и душевные слова», — поделился один из военнослужащих.
Сотрудники мечети пожелали скорейшего восстановления защитникам отечества. «Пусть Всевышний дарует вам силы, а ваши семьи ждут возвращения героев», — пожелали религиозные деятели.
Акция организована при поддержке Духовного собрания мусульман Московской области. В планах мечети — регулярные визиты в госпитали и помощь семьям участников СВО.
«Поддержка тех, кто на передовой, — наш долг. Вера объединяет, а добрые дела укрепляют дух», — резюмировал Муфтий Московской области Дауд Хазрат Мухутдинов.
В эпоху, когда межрелигиозные конфликты часто становятся инструментом политических манипуляций, история хранит удивительные примеры солидарности и взаимного уважения. Особое место среди них занимает традиция мусульманской защиты христианских храмов – явление, уходящее корнями в историю.
Урок взаимопомощи между двумя конфессиями
Ещё в 615-м году Пророк Мухаммад ﷺ направил своих последователей из Мекки в Эфиопию, когда его сердце не могло более выдержать гонений, которые устроили многобожники Мекки на его сподвижников. В Эфиопии тогда правил христианский правитель Наджаши. Пророк ﷺ, отправляя своих сподвижников в путь, сказал: «В Эфиопии вы найдёте правителя, при котором никого не притесняют…»
Иерусалим, VII век: урок милосердия
Позже, когда халиф Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه вошёл в Иерусалим, патриарх Софроний (Сафраниус) показывал ему старинную церковь в древней части города. В это время наступило время намаза, и патриарх предложил ему помолиться в храме. Но Умар رضي الله عنه отказался, опасаясь, что мусульмане в будущем захотят превратить церковь, где он помолился, в мечеть. Вместо этого он совершил намаз в другом месте, где позже действительно мусульманами была построена мечеть Умара رضي الله عنه. Этот жест стал символом уважения к чужой вере и защиты христианской святыни. Более того, халиф Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه заключил договор с патриархом Софронием: «Гарантирую безопасность ваших жизней, имущества и храмов. Ни одна церковь не будет разрушена, и ни один христианин не пострадает за свою веру».
Мусульмане Астрахани: защита православной святыни в годы гонений
В своих выступлениях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз подчёркивал важность межрелигиозного диалога, приводя в пример случаи, когда мусульмане вставали на защиту христианских святынь. Один из таких эпизодов связан с Астраханью – городом, где веками бок о бок живут православные и мусульмане. В 1930-х годах, в разгар антирелигиозной кампании СССР, власти Астрахани планировали снести Успенский кафедральный собор – жемчужину русского барокко, построенную в начале XVIII века. Храм, являвшийся духовным символом региона, решили «перепрофилировать» под склад или вовсе разрушить. Местная православная община, подавленная репрессиями, не могла открыто протестовать. Узнав о планах властей, астраханские мусульмане, вдохновлённые исламскими принципами защиты иноверцев, выступили с категорическим протестом против разрушения православного храма. Лидеры местной уммы обратились к советским органам с заявлением, в котором они подчёркивали, что собор – не только христианская святыня, но и часть общего культурного наследия Астрахани. Мусульмане собирали подписи, писали коллективные письма, а некоторые даже дежурили у стен храма, чтобы предотвратить попытки вандализма.
Аргументы, изменившие решение советских властей
Имамы и активисты апеллировали не только к религиозным, но и к историческим доводам: Успенский собор был построен и при участии мусульман, чьи предки веками жили в Астраханском ханстве. В архивах сохранились документы о пожертвованиях мусульман на реставрацию храма в XIX веке. Собор являлся архитектурной доминантой города, что делало его ценным для всех горожан. После такого народного призыва власти отказались от сноса, ограничившись закрытием собора для богослужений. Здание использовалось как склад, но избежало разрушения. В 1990-х годах собор вернули Церкви, и сегодня он снова является действующим. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещая Астрахань в 2010 году, отметил: «Эта история – урок для всех нас. Когда верующие разных религий объединяются ради защиты добра, даже безбожные силы отступают. Мусульмане Астрахани сохранили не просто здание – они сохранили совесть нашего народа».
Исламские корни милосердия
Защита Успенского собора мусульманами – не случайность, а продолжение традиции, заложенной Пророком Мухаммадом ﷺ и халифом Умаром رضي الله عنه. Этот эпизод, как и многие другие, напоминает: межконфессиональная солидарность – не утопия, а реальность, выкованная веками совместной истории. В Коране сказано (смысл комментария): «…Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве...» (сура «Аль-Маида», аят 2). Пусть пример астраханских мусульман вдохновляет нас и сегодня – ведь, как заметил Патриарх Кирилл, «храмы строятся из камня, но держатся они человеческой верой и взаимным уважением».
14 веков охраны: мусульмане – хранители ключей главной христианской святыни
Традиция, начатая халифом Умаром رضي الله عنه, жива до сих пор. Семья Нусайбе, мусульмане-сунниты из Иерусалима, уже 1363 года хранит ключи от главной христианской святыни, именуемой «Храмом Гроба Господня». Каждое утро представители семьи открывают двери церкви, а вечером закрывают их, обеспечивая безопасность. Ваджих Нусайбе, хранитель ключей, назвал эту миссию «живым договором между религиями».
Буйнакск, 1929 год: межконфессиональный союз в защиту церкви
Зимой 1929 года власти Буйнакска (города в Дагестане) решили закрыть русскую соборную церковь, чтобы превратить её в клуб. Это решение спровоцировало неожиданную реакцию: местные мусульмане выступили в защиту православного храма. На праздничном намазе верующим зачитали призыв поддержать православную общину. Мусульмане, следуя принципам Ислама, требовали уважения к святыням иноверцев. К протесту присоединились евреи: раввин Мушаилов подчёркивал необходимость единства. В письме, обнаруженном у активиста Жиромского, говорилось: «Между нами сложились добрые отношения. Мы защищаем не стены, а право каждого на веру». Этот эпизод – не просто акт гражданского мужества, но воплощение коранического завета.
Наследие, актуальное и сегодня
История Астрахани, Буйнакска, договоры Пророка ﷺ и Умара رضي الله عنه, миссия семьи Нусайбе – всё это звенья одной цепи. Они напоминают: защита чужих святынь – не жест толерантности, а исполнение исламского долга. Сегодня, когда экстремисты пытаются запятнать Ислам насилием, эти примеры – ответ на их ложь. Истинная вера не сеет страх, а объединяет. Христианский историк XIV века аль-Макин писал: «Мусульмане защищали наши церкви, ибо так велел им Пророк ﷺ, чьё милосердие было шире пустыни».
Мухаммад Алимчулов
Источник: https://as-salam.ru
По поручению Главы Духовного собрания мусульман России, муфтия Москвы Альбира хазрата Крганова муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов принял участие в работе круглого стола в Центре религии и права ВШЭ в Москве. Темой обсуждения стала "Связь времен. Священная война - Специальная военная операция. Вклад религиозных объединений в достижение Победы".
Представители органов власти и религиозных объединений, а также ученые и другие специалисты, чья деятельность связана с темой встречи, собрались за круглым столом, чтоб поговорить о вкладе религиозных объединений в Победу в Великой Отечественной войне, обсудить современное видение роли священнослужителей в Специальной военной операции и связанную с ней специфику развития государственно-религиозных отношений, а также обменяться опытом по оказанию поддержки верующим военнослужащим в воюющих подразделениях.
С установочным докладом выступил директор центра религии и права Игумен Серапион (Август Митько), он обозначил современные вызовы, с которыми сегодня сталкиваются представители российского поликонфессионального священства.
"На стороне противника также есть и православные, и мусульмане, и иудеи, и многие другие", - отметил Игумен Серапион. По словам священника, конфликт вносит раздор между многими единоверцами по разные стороны баррикад, но в отличие от противника "мы не ожесточаем свои сердца, не благословляем на ненависть, на истребление врага, а украинское "священство" это делает".
Все выступающие были едины в своем намерении поддерживать наших бойцов на поле боя. Религиозные деятели отмечали, что в организации сбора и отправки помощи для российских военнослужащих нет религиозных разделений: совместно работают православные и старообрядцы, мусульмане и иудеи, протестанты и буддисты.
И сегодня как никогда необходимо опираться на традиционные ценности и прогнозировать будущее, которое продолжит укреплять государственный суверенитет нашей страны.