Жизнь махалли
Давайте стразу же процитируем аят Всевышного Корана и расскажем о его смысле, это 13 аят суры «Аль-Худжурат».
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا ۚ إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
(смысл): «О люди (это обращение ко всему человечеству)! Поистине, Мы создали вас из (одного) мужчины Адама и (одной) женщины Хаввы и сделали вас разными народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Поистине, самый почтенный лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом – самый остерегающийся грехов и боится наказания Божьего. Поистине, Аллах – знающий, сведущий о явном и скрытом!» (сура «Аль-Худжурат»: 13).
По сути все люди братья и сестры, дети одних родителей.
По воле Творца мы являемся разными народами и предписал нам Господь жизнь на одной планете, чтобы мы вместе взаимодействовали, созидали и творили.
В Коране в суре «аль-Бакара» человеку гарантируется свобода вероисповедания. Это с полной ясностью указано в 256 аяте, смысл которого: «Нет принуждения в религии».
Каждый верит по своему, но каждый из нас обязан уважать право другого на свободу совести. И не допустимо притеснение и рознь по этноконфессиональному признаку.
По этому нужно ценить этноконфессиональное многообразие, уважать и учиться друг у друга, развиваться духовно, стремиться к совершенству.
Пятница – лучший и священный день недели и праздник для мусульман.
Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к молитве в пятницу, то поспешите к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела – так будет лучше для вас, если бы вы только знали» («Аль-Джуму’а», аят 9).
В благородном хадисе также говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, все доброе».
Пятница начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятничный день, то есть священными являются пятничный день и ночь накануне.
Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), пятница является более благим днем, чем даже праздничные дни (праздник жертвоприношений – Ид аль-адха, и праздник окончания поста – Ид аль-фитр), а также день Ашура.
Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день. Поэтому в нем многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.
В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама, в нем же Он переселил его на Землю, и умер Адам в пятницу.
В течение пятницы существует особый промежуток времени, когда Всевышний Аллах принимает наши мольбы. Но Аллах утаил его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались поклонением Ему, ибо богослужение в этот день высоко ценится.
Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ночи могущества и предопределения – Лайлат аль-кадр.
В пятничную ночь Всевышний Аллах освобождает от огня Ада шестьсот тысяч человек. Верующий, который умрет в эту ночь, получит вознаграждение шахида, павшего на пути Аллаха, и будет защищен от могильных мук.
Ангелы называют пятницу днем обилия, потому что Всевышний Аллах в этот день одаривает Своих рабов безграничными милостями и благами. Этот день следует посвятить деяниям для вечной жизни. Конец Света также наступит в пятницу. А обитатели Рая будут наслаждаться высшим наслаждением – будут лицезреть особым зрением Всевышнего Аллаха – тоже по пятницам.
Начиная со времени предзакатного намаза в четверг, желательно готовиться к пятнице. В это время принимается и мольба. В ночь на пятницу и днем желательно благословлять Пророка (мир ему и благословение) не менее 300 раз. В хадисе сказано: «Самым ценным днем недели является пятница, в этот день многократно благословляйте меня, ибо ваши благословения доходят до меня».
Находиться на родной земле есть огромное благо, а быть на чужбине – это горе и печаль. Когда мы отдаляемся от Родины, тоска одолевает нас, а когда боимся за неё, мы просим Всевышнего защитить её. Родина – это кусочек нашей плоти и частичка нашей души. Невозможно разумному человеку избавить своё сердце от любви и тоски по ней.
Посланник Аллаха ﷺ назвал отдаление от дома мучением и завещал нам быстрее возвращаться домой, сказав:
السَّفَرُ قِطْعَةٌ مِنَ العَذَابِ، يَمْنَعُ أحَدَكُمْ طَعَامَهُ وَشَرابَهُ وَنَوْمَهُ، فَإذَا قَضَى أحَدُكُمْ نَهْمَتَهُ مِنْ سَفَرِهِ ، فَلْيُعَجِّلْ إِلَى أهْلِهِ
«Путешествие является частью мучений, ибо любого из вас оно лишает возможности наслаждаться едой, питьём и сном в полной мере, а поэтому пусть поспешит вернуться к своей семье тот из вас, кто достиг цели своей поездки». (Бухари, 3001; Муслим, 1927; Ибн Маджах, 2882; Ибн Хиббан, 2708)
Когда Пророк ﷺ возвращался домой из поездки, то радовался и восхвалял Творца. От Абу Исхака передаётся, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
أَقْبَلْنَا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنَا وَأَبُو طَلْحَةَ، وَصَفِيَّةُ رَدِيفَتُهُ عَلَى نَاقَتِهِ، حَتَّى إِذَا كُنَّا بِظَهْرِ الْمَدِينَةِ، قَالَ: آيِبُونَ تَائِبُونَ عَابِدُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ، فَلَمْ يَزَلْ يَقُولُ ذَلِكَ حَتَّى قَدِمْنَا الْمَدِينَةَ
«Мы – я и Абу Тальха – с Посланником Аллаха ﷺ возвращались домой, а Сафийя сидела за ним на его верблюде, и когда мы приблизились к Медине, он сказал: "Айибуна, таибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на хамидун (Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему)". Он продолжал произносить это, пока мы не прибыли в Медину». (Муслим, 1342; Абу Дауд, 2599; Тирмизи, 3447)
Также от Хумайда передаётся, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا قَدِمَ مِنْ سَفَرٍ، فَأَبْصَرَ دَرَجَاتِ الْمَدِينَةِ، أَوْضَعَ نَاقَتَهُ وَإِنْ كَانَتْ دَابَّةً حَرَّكَهَا
زَادَ الْحَارِثُ بْنُ عُمَيْرٍ، عَنْ حُمَيْدٍ: حَرَّكَهَا مِنْ حُبِّهَا
«При виде Медины Посланник Аллаха ﷺ, возвращавшийся из какой-нибудь поездки, начинал погонять свою верблюдицу; если это было другое верховое животное, то он погонял его». (Бухари, 1802)
В другой версии этого хадиса, которую передаёт Аль-Харис ибн ‘Умайр от Хумайда, сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) добавил: «…из любви к ней».
Имам ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни в своей книге «Фатх Аль-Бари шарх Сахих Аль-Бухари», комментируя этот хадис, пишет: «В этом хадисе есть указание на достоинство Медины и одобрение любви и тоски к Родине».
Есть также много историй и стихотворений, указывающих на сладость родного дома и горечь путешествия.
У одного бедуина спросили: «Что такое удовольствие?» Он ответил: «Быть в достатке, находясь на Родине».
Как говорят: «Любовь к Родине – от веры». Любовь к Родине – это признак веры, так как это земля, на которой человек родился, вырос, познал религию и стал тем, кем он является.
Поэтому мы тоже должны любить свою страну, свою Родину и просить Господа о её безопасности, процветании и благополучии всех жителей.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَنَّ رَجُلًا قَالَ لِلنَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَوْصِنِي، قَالَ: لَا تَغْضَبْ فَرَدَّدَ مِرَارًا، قَالَ: لَا تَغْضَبْ
«Однажды к Пророку ﷺ явился какой-то человек, который сказал: "Дай мне совет (завет)". Он сказал: "Не гневайся". Тот человек ещё несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз Пророк ﷺ говорил: "Не гневайся"». (Бухари, 6116; Тирмизи, 2020)
Этот человек сначала посчитал, что совет Пророка ﷺ касается одного отдельно взятого случая, а он хотел получить универсальное наставление, поэтому повторил свою просьбу несколько раз. Однако после того как Пророк ﷺ несколько раз дал ему одно и то же наставление, он понял, что этот совет касается всех возможных случаев в жизни человека, и это соответствует действительности.
Посмотрите на этот ценный и универсальный совет, который сошёл с уст лучшего из людей – Посланника Аллаха ﷺ. Этот совет Пророк ﷺ не дал только этому человеку, он желал, чтобы это стало завещанием для на все века и передавалось из поколения в поколение, ведь это может стать причиной получения Рая верующим.
От Абу Дарды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он попросил Посланника Аллаха ﷺ:
يا رسول الله، دلني على عمل يدخلني الجنة قال: لا تَغْضَبْ، وَلَكَ الْجَنَّةُ
«О Посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, которое позволит мне войти в Рай». Пророк ﷺ сказал: «Не гневайся, и будет тебе Рай». (Табарани, «Аль-Му‘джам Аль-Авсат», 2353)
Если заглянуть в Священный Коран, мы увидим, как Всевышний Аллах восхваляет Своих уверовавших рабов, которые могут совладать со своим нафсом в гневе и прощают тех, кто стал причиной его гнева.
Всевышний в Коране сказал:
وَإِذَا مَا غَضِبُوا هُمْ يَغْفِرُونَ
(смысл): «А когда гневаются на человека, который проявил к ним враждебность, то прощают его». («Сафват ат-тафасир», сура Аш-Шура: 37)
وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
(смысл): «Тех, кто сдерживает свой гнев, имея возможность получить возмездие, и прощает людей, которые причиняют им зло и притесняют их. Поистине, Аллах любит делающих добро (тех, которые обладают вышеперечисленными славными качествами)». («Сафват ат-тафасир», сура Али-Имран: 134)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَيْسَ الشَّدِيدُ بِالصُّرَعَةِ، إِنَّمَا الشَّدِيدُ الَّذِي يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الغَضَبِ
«Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто способен владеть собой в гневе». (Бухари, 6114; Муслим, 2609)
Однако, несмотря на всё это, сегодня немало тех, которые, поддавшись гневу, в один момент разрушают свою семью, разрывают все связи, в том числе родственные узы, проклинают даже своих родителей, произносят в пылу гнева такие скверные и отвратительные слова, которых вообще не должно быть на языке верующего.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كُنْتُ أَمْشِي مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَعَلَيْهِ بُرْدٌ نَجْرَانِيٌّ غَلِيظُ الحَاشِيَةِ، فَأَدْرَكَهُ أَعْرَابِيٌّ فَجَبَذَهُ بِرِدَائِهِ جَبْذَةً شَدِيدَةً، حَتَّى نَظَرْتُ إِلَى صَفْحَةِ عَاتِقِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَدْ أَثَّرَتْ بِهَا حَاشِيَةُ البُرْدِ مِنْ شِدَّةِ جَبْذَتِهِ، ثُمَّ قَالَ: يَا مُحَمَّدُ مُرْ لِي مِنْ مَالِ اللَّهِ الَّذِي عِنْدَكَ، فَالْتَفَتَ إِلَيْهِ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثُمَّ ضَحِكَ، ثُمَّ أَمَرَ لَهُ بِعَطَاءٍ
«Однажды, когда я шёл вместе с Посланником Аллаха ﷺ, на котором был плащ из Наджрана (местность в Йемене) с грубой оторочкой, его догнал какой-то бедуин и с силой потянул его за край плаща. Посмотрев на плечо Пророка ﷺ, я увидел, что он так сильно потянул его, что у него на теле остался след от подкладки. Бедуин сказал: “О Мухаммад, вели дать мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!” Услышав это, Пророк ﷺ повернулся к нему, рассмеялся, а потом повелел дать ему что-то». (Бухари, 5809; Муслим, 1057)
Представьте себе, бедуин догоняет Пророка ﷺ и дёргает за край плаща и кричит: «О Мухаммад, вели дать мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть», а он тот, кого Всевышний почтил пророчеством и сохранил от всех ошибок, и чем он ему ответил? Улыбкой!
Пророк ﷺ не стал питать злобу к этому неотёсанному бедуину, который очень грубо обратился к нему. Напротив, Посланник Аллаха ﷺ рассмеялся и распорядился дать ему то, что он просил.
Следуют ли сегодня мусульмане этому примеру Пророка ﷺ и стараются ли овладеть теми прекрасными качествами, которыми обладал Посланник ﷺ Аллаха?
Если жена совершает ошибку – опоздала с едой, не постирала одежду, не исполнила поручение или забыла о чём-то – муж сразу начинает ругать и поносить жену и произносит слова, в которых он возражает даже решениям Всевышнего Аллаха. Среди мусульман сегодня немало таких мужей. Нередко такие скандалы из-за порыва гнева заканчиваются разводом и разрушением семьи.
Верующий должен всегда помнить, что такое поведение не соответствует нашей религии и нраву нашего Пророка ﷺ. Ведь Посланник Аллаха ﷺ не произносил и не совершал ничего непристойного, не посягал на честь и достоинство людей, не отвечал на зло злом, напротив, он всегда прощал людей. Почему же люди, считающие себя мусульманами и утверждающие, что они следуют по пути Посланника Аллаха, не обращают внимания на всё это?
Давайте посмотрим, как ведут себя на дорогах наши водители. Мы видим, как они озлоблены, как у них вызывают гнев простые, даже мелкие неприятности на дорогах. Мы видим, как они ездят на высокой скорости, не уступая друг другу, в пробках пытаются пролезть вперёд, проезжая по тротуарам и обочине. И всё это сопровождается оскорблениями, руганью, проклятиями и ненормативной лексикой. Нередко можно наблюдать, как водители бросают свои машины на проезжей части и отходят в сторонку разбираться. Это не подобает мусульманам. Разве последователи Пророка Мухаммада ﷺ поступают так?
Если человек хочет жить в обществе людей, он должен научиться умерять свои эмоции, терпеть неприятности и держать себя в руках в порыве гнева. Верующий должен приучать свой язык только к хорошим словам, в противном случае он не сможет прожить в обществе, не совершая множество грехов.
Молитва о дожде, т. е. намаз, совершаемый при засухе, является настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун). Если после первой молитвы (намаза) дождь не пошёл, необходимо молиться ещё и ещё. Если дождь пошёл перед началом намаза, следует воздать хвалу Аллаху, прочитать молитвы, дуа, а затем совершить намаз.
Перед намазом имам призывает джамаат (общину) готовиться к нему: в течение трёх дней соблюдать пост, раскаяться в совершённых грехах, оплатить долги, у кого они есть, просить прощения у обиженных, раздать бедным и сиротам милостыню, простить друг другу обиды, совершать как можно больше добрых дел и тем самым постараться приблизиться к Аллаху. На четвёртый день поста, надев старую одежду, с благоговейной боязнью перед Аллахом все выходят на поле. С собой приводят и детей, и стариков, и даже скот. Молитва о дожде состоит из двух ракаатов, и совершают её так же, как и праздничные молитвы (намаз-ид). Для молитвы о дожде нет фиксированного времени. После намаза читается хутба, а вместо праздничного такбира читается истигфар.
В первую часть хутбы включается и следующее дуа: «Аллахумма-скинагайсанмугисан, ханианмариан, мари‘ангадакан, муджаллилан, саххан ‘аммантабакан, даиман. Аллахум-ма-скиналь- гайса валятадж‘альнаминаль-канитина. Аллахумма иннанастагфирукаиннакакунта, гаффаран, фаарсили-ссамаа ‘алайнамидраран». (О мой Аллах, пошли нам дождь, такой, который спасает от бедствий, дождь добрый, благодатный, у которого результат похвальный (который даст хороший урожай), дождь обильный, охватывающий все земли, пропитывающий и покрывающий землю, постоянный. О мой Аллах, пошли нам дождь и не сделай нас потерявшими надежду. О мой Аллах, мы просим Тебя, чтобы Ты простил нам наши грехи, ведь Ты лучший из Прощающих, пошли нам обильный дождь.)
اللَّهمَّ اسقِناغَيْثاً مُغِيثاً هَنيئاً مَريأً مَريعاً غَدَقاً مُجَلِّلاً سَحَّا عَامّاً طَبَقاً دَائِماً اللَّهمَّ اسْقِنا الْغَيثَ و لا تَجْعَلْنا مِن القَانِطِينَ. اللَّهمَّ أِنّا نَسْتَغْفِرُكَ انَّكَ كُنْتَ غَفَّاراً فَأَرْسلِ السَّماءَ علينا مدْراراً
В начале второй части хутбы имам поворачивается в сторону Каабы, при повороте выворачивает халат (плащ) наизнанку, и все молящиеся следуют в этом за ним. Верхняя одежда остаётся вывернутой наизнанку до вечера, т.е., пока не лягут спать.
Если имам по какой-либо причине не совершает этот намаз, люди могут совершить его сами. Самым малым при выспрашивании дождя является чтение дуа, то есть, мольба о ниспослании дождя, затем – выпрашивание дождя в обязательном намазе, читая молитву «Кунут» («Махдина») в последнем ракаате, выпрямившись после поясного поклона. Но лучше всего совершить намаз так, как было описано выше.
Алискер Айвазов
6 августа Муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов посетил мусульманский приход города Раменское и встретился с учащимися воскресной школы.
Муфтия в приходе ждали дети и взрослые, которые поделились своими успехами в учёбе и рассказали о том, как они с пользой проводят летние каникулы.
Дауд хазрат Мухутдинов ознакомился с деятельностью общины и рассказал о важности и ценности приобретения знаний и духовного развития.
«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай», - процитировал хадис муфтий.
Он также рассказал хадис, в котором говорится, что ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям.
"Ислам религия знаний, науки образования. Сегодня нам всем очень важно быть всесторонне развитыми, приносить пользу обществу, творить добро и созидать во благо народа и Отечества", - подчеркнул муфтий.
Он поблагодарил членов мусульманской общины за их работу и отметил, что во всех приходах Духовного собрания мусульман Московской области созданы условия для просвещения и получения знаний как для детей, так и для взрослых.
Муфтий пояснил, что именно через знания и просвещение проводится работа по профилактике правонарушений, радикализма и других деструктивных проявлений в молодежной среде.
"Мы стараемся сделать всё возможное для защиты подрастающего поколения и воспитать их настоящими патриотами нашей многонациональной и многоконфессиональной страны", - отметил Дауд хазрат Мухутдинов.
Слово Родина «Ватан, Мавтин» в арабском языке означает место проживания человека, к которому он себя относит. Множественное число «Автан и Маватин».
В научной терминологии Родина имеет тот же смысл, что и в арабском языке. Так же Родину называют жильем и домом, по причине того, что человек там живет.
То есть Родина это место проживания человека, пределы которого он не покидает ни зимой, ни летом кроме как будучи путешественником по нужде. А по завершению дел,человек сразу же возвращается туда. Это место, где находятся его дом, семья, друзья, работа. Его постоянно тянет к ней, он беспокоится о ее судьбе и ощущает себя ее частью.
Что же касается ученых по исламскому праву, то они разделили термин «Родина» на три категории:
- «ватаналь аслию» - основная Родина, это место где человек родился, женился и завел семью. Или не родился и не женился, но намерился постоянно там проживать, не покидая. И такой Ватан не нуждается в намерении пребывать в нем, что бы прекратить (путешествие) сафар, завершить возможность сокращать и совмещать намазы и разговеться в месяц Рамазан.
- «ватан аль икъамати» - место жилья. Это место, в котором человек намеривается пробыть 4 дня и более, а по завершению дел вернуться домой.
- «ватан аль сукна» - место нахождения, пребывания. Это место,в котором человек хочет пробыть менее 4 дней.
Понятие любви
Любовь – это природное, врожденное чувство и драгоценная суть в человеческом бытие. Именно она указывает человеку на все полезное и хорошее, она является причиной жизни людей. И если бы Аллагь, не вложил любовь к Себе в сердца рабов, ни кто не поклонялся бы Ему. Без любви к себе не было бы жизни, без любви к детям и семье не было бы потомства, без любви к работе ни кто не сдвинулся бы с места, без любви к Родине ни кто не защищал бы ее.
Для миллионов людей разных конфессий и национальностей Российская Федерация является Отчизной и Родиной. На территории России проживает около 200 народов, в число которых входят коренные малые и автохтонные народы.
Также для миллионов мигрантов Россия стала местом, где они трудятся, получают образование и обретают счастью.
«…Так Мы взрастили вам сады из финиковых пальм и виноградников, в них – вам обильные плоды, и с них вы (с радостью) едите» (Сура «Аль Му’минун», 23:19).
Виноград считается одним из ценнейших фруктов, природной кладовой витаминов и минеральных веществ. Виноград на 20-25% состоит из глюкозы, которая очень быстро всасывается кровью, именно поэтому он очень полезен тем, кто испытывает тяжелые физические и умственные перегрузки, виноград помогает справиться с мышечной и умственной усталостью. Благодаря высокому содержанию глюкозы и железа он увеличивает выработку организмом крови и, соответственно, излечивает от малокровия. Кроме того, содержит природные компоненты, благотворно влияющие на организм при нарушении пищеварения, заболеваниях почек и печени. Активизируя работу почек, виноград способствует выводу скопившихся в организме токсинов, типа уратов и иных кислот. Исследования показали, что некоторые химические соединения, содержащиеся в винограде, снижают риск возникновения онкологических заболеваний.
Виноград по праву считают одним из самых ценнейших фруктов, потому что он на приблизительно на 20 % состоит из глюкозы, которая всасывается быстро в кровь, что очень важно для тех, кто переносит сильные физические и умственные нагрузки. Глюкоза, калий и железо в составе помогают ускорить процесс выработки крови организмом, а значит и помогает при малокровии. Кроме того, виноград полезен людям, страдающим заболеваниями желудка, печени и почек, а благодаря улучшению работы почек выводится множество токсичных веществ. В сушёном виде виноград также несет огромную пользу, все знают изюм. Он активирует работу мозга, а врачи рекомендуют кушать изюм людям, испытывающим проблемы с сердечно-сосудистой системой.
Продуктами земледелия, с которых выплачивается закят, являются такие плоды, как виноград и финики, а также зерновые и злаковые культуры – пшеница, ячмень, рис, кукуруза, чечевица, турецкий (египетский) горох, фасоль, египетские бобы, просо, луговой горошек.
Всё это культурные растения, которые обычно являются средством к существованию. С плодов, которые люди употребляют из-за голодных времён или в экстремальных ситуациях, закят не выплачивается. Например, в голодные времена люди могут питаться разными растениями, которые в обычное время либо употребляют мало, либо вообще не употребляют, – с них закят не выплачивается.
Для того чтобы урожай облагался закятом, он должен достигать закятооблагаемого минимума (нисаба), который равен 720 кг.
Объём урожая, с которого выплачивается закят, – пять вусков. Один вуск равен 144 кг.
Закят от винограда и фиников вычисляется и выплачивается в виде сухофруктов. А если это сорта, которые не используются как сухофрукты, с них закят вычисляют и выплачивают в свежем виде.
Известно, что состав винограда невероятно богат разнообразными биологически активными веществами: витаминами группы В, РР и Р, витамином С, фолиевой и другими органическими кислотами. Съев небольшую гроздь ягод или выпив стакан сока, можно существенно насытить организм необходимыми веществами.
Все полезные вещества, содержащиеся в винограде, усваиваются моментально. Именно поэтому виноград увеличивает способность организма сопротивляться инфекциям, тем самым повышая иммунитет, что тоже важно во время поста в Рамадан.
Однажды к Пророку Мухаммаду (صلى الله عليه و سلم) пришел бедный мужчина.
Он принес чашу с виноградом в подарок Пророку (صلى الله عليه و سلم ). Пророк принял подарок, взял виноградину, и, съев её, улыбнулся. Потом вторую, третью, и каждый раз он улыбался, в то время как мужчина будто был готов взлететь от радости..
А сподвижники смотрели.. Они были удивлены, ведь Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) всегда делился с ними, а в этот раз нет…
Пророк Мухаммад (صلى الله عليه و سلم) съел весь виноград и вернул чашу мужчине, и он ушел, с огромной радостью на лице.
Тогда кто-то из сподвижников (رضي الله عنهم) спросил: «О Посланник Аллаха! Почему ты не поделился с нами?»
Пророк (صلى الله عليه و سلم) улыбнулся и ответил: «Вы видели радость на его лице? Когда я попробовал виноград, он оказался кислым. И я побоялся, что, если бы я поделился с вами, кто-нибудь из вас сказал бы это и расстроил бы его» …. «وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ»
«Воистину, твой нрав превосходен» (Коран 68:4).
Все люди братья и сестры - дети Адама и Евы. Лучший из нас тот, кто больше пользы приносит людям.
«Скажите: „Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророками от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему предаемся“....» (2:136—137).
В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Все пророки – братья по вере, религия у них одна – Ислам, а законы Божьи – отличались друг от друга в зависимости от времени, места и условий».
Бог вечен и все Его атрибуты вечны, то и знания о Нём, о Его атрибутах неизменны. Значит, вероучение у всех пророков было единым, вне зависимости от того, когда оно было передано – на заре человечества пророку Адаму или в более поздние времена пророкам Нуху (Ною), Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею), Исе (Иисусу), Мухаммаду (мир им всем).
Тот, кто верит в Единого Бога и признает пророческую миссию Мухаммада, также обязан верить во всех пророков и посланников. Всевышний в Коране повелел тем, кто следует Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), верить и признавать Священные книги ниспосланные Богом всем пророкам, т. е. Коран, Тора, Псалтырь и Евангелие, а также и другие Божественные Писания. Поэтому мусульмане признают, верят, любят и почитают всех пророков.
Сообщается, что за всю историю человечества Всевышним было послано около 124 тыс. пророков, включая 313 посланника (мир им). Первым пророком был наш праотец Адам, последним – Пророк Мухаммад.
Пророк Мухаммад возродил то вероучение, которое было изложено и в Торе, и в Евангелии и в других Священных Писаниях.
Религия – это система норм и правил жизни на Земле, ниспосланных Всевышним с учётом особенностей времени, всех тонкостей психологии человека и его возможностей, то есть адаптированных и оптимизированных к той среде и социальным условиям, в которых живёт человечество.
Основная цель религии - это воспитание в людях высокой культуры, нравственности, веротерпимости в многообразном обществе, облагораживание нравов людей, призыв к покорности Создателю.
«Поистине Аллах с богобоязненными людьми и с теми, кто совершает благие дела» (сура «Нахл», аят 128).
Не жди награды за дела свои от окружающих, лучшая награда – это довольство Создателя!
«И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро» (Сура аль-Бакара, аят195).).
Совершать добро не сложно. Порой можно убрать камень с дороги, это тоже зачтется как добродетель. Просто улыбнуться людям, быть вежливым и почтительным – это тоже добродетель. Всех верующих должна объединять любовь.
Не подобает верующему пренебрегать добрыми делами, какими бы незначительными они не казались. Всё, абсолютно всё будет учтено в судный день, будь это зло или же праведное дело.
В отношении других проявляй те качества, которые обрадовали бы и твою душу: приятную речь, хорошие слова, благие и красивые поступки. А скверных речей, непристойных слов и дурных деяний старайся избегать и не совершай их по отношению к другим.
Ведь, совершая те или иные поступки по отношению к другим, ты должен помнить о том, что Всевышний воздаст тебе тем же.
Цените время, жизнь – это миг. Надо успеть совершить как можно больше добрых дел.
«Наша земная жизнь – одно мгновение по сравнению с бесконечной загробной жизнью». Так говорил перед смертью один из великих пророков Нух (Ной), который прожил на земле около 950 лет.
В одном из изречений Посланника Аллаха говорится, что вся его роль заключается в воспитании людей, в улучшении их нравов.
«Я послан лишь для облагораживания благих нравов»
Для человека нет большего несчастья и бедности, чем невежество, особенно если он позиционирует себя как верующий в Бога человек.
Знания – это душа всех религиозных учений и практик. Подобно тому, как тело без души разлагается, и религия и вера без знаний – приходят в упадок.
Вера, принятая только на словах и не подтверждённая делами, не поможет человеку. Человек должен стремиться к познанию истины и жить в мире и согласии с окружающими, совершая благое и понимая, что за все дела мы в ответе перед Всевышним. Поэтому Всевышний и обязал нас приобретать знания.
Поиск веры у каждого свой. Порой, к вере приходят через сложные испытания, жизненные передряги, сквозь долгие года духовного странствия. Но проявление доброты не должно ограничивается только по отношению к представителям своей конфессии. Все люди - это дети Адама и Евы.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амр ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прошёл мимо Са‘да, когда тот совершал малое омовение. Он сказал ему: «Что это за расточительство, о Са‘д?» Тогда тот спросил: «Разве во время совершения омовения можно проявить излишество?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, даже если ты находишься на берегу реки». Поэтому учёные говорили: «Излишество или расточительность порицаемо, даже если человек находится на берегу реки». Это, конечно, касается и воды из водопровода.
Ислам - это религия чистоты и поэтому вода играет огромную роль в жизни каждого мусульманина.
Каждый верующий обязан пять раз в день совершать молитву, а её совершение невозможно без ритуальной чистоты, то есть без малого и большого омовения. Порицается чрезмерное использование воды для совершения омовения. Нежелательно больше трёх раз омывать части тела. Но это не значит, что нужно пренебрегать чистотой.
В Священном Коране сказано: «Осыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьём, разрешёнными Аллахом, но не излишествуйте; не ешьте и не пейте запрещённого Аллахом. Ведь Он не любит излишествующих и неумеренных» (Сура 7. аль-Араф, аят 31).
Передаются слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Ешьте, пейте, одевайтесь и делайте садака, избегая исрафа (излишеств) и высокомерия» (имам аль-Бухари).
Чтобы понять ценность воды в домах, достаточно представить себе ситуацию, при которой воду перестанут подавать в течении недели или двух. Ведь уже на третий день, человек буквально взвоет от тех неудобств, с которыми ему пришлось столкнуться. А так, мы каждодневно тратим огромные объёмы воды совершенно не задумываясь о том. Насколько ценно это благо. Дай Аллах нам всем развить в себе бережливость в отношении тех благ, которыми Он нас одарил.